Главная Статьи Турби... А дальше что?
 

Турби... А дальше что?

О блестящей сделке с таинственным

           В последние годы турбийон стал в ряд довольно часто встречаемых усложнений. На журнальных страницах этому устройству уделяется немало места и внимания, и все же многим нашим современникам этот механизм все еще кажется непостижимым чудом. Часовая отрасль, как известно, единственная, в которой понятие Complication (усложнение) имеет положительный характер. Именно этот термин сигнализирует любителю часовой механики, что здесь скрывается необыкновенный технический изыск, сочетание различных усложнений, возглавляет которые звезда - турбийон. Помимо престижа, турбийон приносит своим создателям и немалую прибыль, так что заниматься изготовлением "часов с карусельным ходом" (так саксонские мастера называют модели с турбийонами) стало делом прибыльным.


Patek Philippe

           Образец сдержанного отношения к турбийону от Patek Philippe: у модели с 10-дневным запасом хода (Калибр 28-20 REC10 PS) турбийон можно видеть только с задней стороны корпуса. В центре - новейшее произведение Pannigiani с 30-секундным турбийоном. Справа - часы Audemars Piguet с турбийоном Edward Piguet с большим указателем даты.

Авраам-Луи Бреге            "Турбийон" у всех на устах и, прежде всего, в бесчисленных отделах развития часовых компаний, которые в тесном сотрудничестве с экспертами по маркетингу поставили производство часов, оснащенных этим усложнением, практически на конвейер. Антигравитационное устройство, изобретенное более двухсот лет назад, заняло в часовом мире место, которое никак не соответствует его практическому значению. Десять-двенадцать лет назад большинство часовых мастеров знали о нем понаслышке, а объяснить его назначение могли лишь профессионалы и знатоки часового дела. Вопрос о том, что такое турбийон и зачем он нужен, остается актуальным и сегодня. В десятке произвольно выбранных книг - учебниках и справочниках по часовому делу -турбийон не упомянут ни разу. Лишь в отдельных очень специальных книгах о турбийоне сказано лишь мимоходом.
Альберт Хельвиг            Профессор-доктор Гюнтер Глазер, бывший директор Института часовой техники и точной механики при университете в Штуттгарте, посвящает турбийону всего одну страницу, а Г-А. Бернер, бывший директор Школы часовых мастеров в Биле, в своем авторитетном четырехъязычном "Иллюстрированном лексиконе часового дела" и одной страницы не отдал под рассказ о турбийоне. И даже "азбука" современных часовых мастеров, настольная книга всех швейцарских часовщиков, знаменитое учебное пособие "Теория часового мастерства" обошлась без упоминания этого раритетного устройства.
Константен Жирар            Такое умалчивание пошло на руку создателям турбийонов - механизм приобрел некий ореол загадочности, до которой оказались падки даже самые продвинутые знатоки точнейшей науки - часовой механики. А модели, снабженные этим таинственным, осознаваемым только интуитивно устройством, получили одно неоспоримое достоинство - отлично продаваться. И как по-другому объяснить тот факт, что в последнее время даже в каталогах фэшн-марок, занимающихся выпуском часов-аксессуаров, вдруг появляются модели,снабженные турбийонами?
           Позволительно задаться вопросом: сколько продлится шумиха вокруг турбийонов? Может быть, часы с турбийоном пойдут дорогой чемодана от Луи Вюиттона или джинсов от Армани, которые, как известно, все еще безбожно дороги, но в действительности перестали быть исключительными вещами?
Часы с турбийоном L. U. С. 4TQuattro от Chopard.            Уже имеются часы с очаровательным турбийоном из Китая, которые поступают в продажу немного дороже 2000 евро и одним лишь своим существованием значительно затрудняют аргументацию продавцов в пользу турбийонов швейцарского или саксонского происхождения, которые стоят десятки тысяч евро. Разумеется, китайский и европейский турбийоны так же трудно сравнить, как малолитражку с роскошным лимузином. Что подчеркивает и Ральф Лер, один из директоров марки Uhr-Kraft, которая, между прочим, имеет в ассортименте две модели с турбийоном дальневосточного производства: "Мы продаем турбийоны простейшего типа, и я не хотел бы участвовать в сравнении их с продукцией видных часовых марок, -говорит он. - Производители с Востока играют в совсем другой лиге и производят, без сомнения, точнейшую часовую технику. Поэтому продукт, который мы предлагаем в качестве дебютанта, не плох".
           Тем не менее, это объяснение не снимает некоторых вопросов, таких как: турбийон с Дальнего Востока работает по такому же принципу, что и турбийон от аристократов часового мастерства из Женевы, Валле-де-Жу или Глассхютте? Отличается ли частично изготовленный на станках турбийон швейцарского или немецкого происхождения от сделанного на тех же станках в Китае? Имеются ли отличительные признаки дорогих турбийонов? Например, особенности конструкции, используемые материалы и постоянно подчеркиваемая "ручная работа", которые, якобы и обеспечивают их столь высокую цену.
Снятая с часов A Lange &S6bne Tourbograpb клеть турбийона классической конструкции с центрально расположенным балансом.            Предоставим слово искусному часовому мастеру Вильгельму Риберу из швабского Альбштадта, который в своей мастерской собирает вручную турбийон Maybach как "часы для автомобиля". Все 12 экземпляров этих своеобразных моделей созданы действительно вручную, и Рибер в своей работе использует только традиционный токарный станок часового мастера. "Я придерживаюсь мнения, что турбийон должен создаваться исключительно вручную - без этого перестанет существовать философия художественного часового мастерства, - говорит Рибер. - Свои часы я делаю старым кустарным способом. Весь комплект турбийона изготовлен целиком ручным способом. В этом я тоже вижу оправданность высокой цены турбийона, который действительно сделан вручную. А такой труд требует больших затрат времени и большого мастерства.


Из интервью с Гердом-Рюдигером Лангом, основателем и владельцем марки Chronoswiss (Мюнхен)

Герд-Рюдигер Ланг

           О предыстории турбийона

           "Когда фирма STT, которая в то время именовалась Progress, представля'ла механизм турбийона, мы его внимательнейшим образом осмотрели. Он был хорошо изготовлен ремесленным способом, и мы решили сделать модель на базе этого механизма. Хотя тогда у часов с турбийоном по цене около 20 000 евро не было конкурентов, но мы отнюдь не были уверены, что клиенты Chronoswiss будут покупать такие дорогие часы. Но рынок вразумил нас. Мы продали порядочное количество часов, за один год более 400 экземпляров".

           О смысле и назначении турбийона в наручных часах

           "В принципе, турбийон целесообразен в карманных часах. Но примерно с 1920 года, когда новые материалы сделали возможными самокомпенсацию волоска и уравновешенность баланса, необходимость в нем отпала. Для наручных часов турбийон, в принципе, технически бессмыслен, но, как и прежде, он служит "великолепным зрелищем", потому что позволяет наблюдать за его работой. А что касается практической пользы, то часовые механизмы с сертификатом хронометра обеспечивают такую же точность хода, как и турбийон".

           Ключевое слово - "повседневная пригодность"

           "Я считаю часы-турбийоны пригодными для повседневного употребления. Наши турбийоны хотя и сидят на одной опоре, но снабжены противоударным устройством Incabloc. Во всяком случае, мы еще не имели каких-либо существенных рекламаций на эти модели".

Chronoswiss            Ключевое слово - "эксклюзивность"

           "Если каждый свободно может купить модель с турбийоном, его исключительность во многом теряется. Исключительность также определяется ценой. Не так много людей могут себе позволить часы за 20 000 евро и дороже. Раньше исключительность достигалась тем, что лишь немногие мастера были в состоянии вручную изготовить турбийон. Они создавали его в единственном экземпляре или в виде небольших серий. Сегодня у нас имеются станки с числовым управлением, которые обрабатывают детали турбийона в сравнительно большом количестве и с высокой точностью. Ручной труд нам нужен только для отделки и сборки деталей. Этот фактор, конечно, сильно влияет на снижение цены.

           Ключевое слово - "назначение цены"

           "Разумеется, часы с одним и тем же базовым механизмом могут сильно отличаться по цене. Это видно по широкому диапазону часов, которые, к примеру, предлагаются с хронографическим Калибром 7750 от ЕТА. Мы тоже устанавливаем STT-турбийон не в таком виде, в каком его получаем от поставщика. Сначала мы перестраиваем стрелочный механизм под циферблат Regulator, затем облагораживаем механизм при помощи, например, ввинчивающихся шатонов или вороненых винтов. При определении цены нам отчасти помогают коммерсанты, которые знают диапазон рыночных цен на аналогичные модели. О Chronoswiss я могу сказать, что себестоимость турбийона определяется согласно принятой в нашей фирме калькуляции для всех часов, и потому цена выглядит достаточно реалистичной".

Chronoswiss            Ключевое слово - "китайские турбийоны"

           "Я купил себе один турбийон на пробу. И когда берешь в руки увеличительное стекло, сразу бросается в глаза отличие от европейских механизмов. Не спорю, результаты хода очень хороши в течение определенного времени. Но применяемая для изготовления сталь невысокого качества, так что удовольствие от новых часов не затягивается надолго. Об отделке я даже не хочу говорить. Я жду от своих часов, чтобы они при хорошем обращении служили 60 или более лет, иначе они не представляют для меня никакой ценности. Затем следовало бы еще иметь в виду, что для механизмов швейцарского производства, само собой разумеется, гарантировано наличие сервиса и запасных частей на десятилетия вперед. Насколько мне известно, в отношении китайских механизмов эти вопросы еще не решены. Сравнивать швейцарский механизм с китайским все равно что сравнить яблоки с грушами".

           О шумихе вокруг турбийонов

           "Когда мы вышли на рынок со своим турбийоном, продажа шла очень успешно, особенно в странах Азии и Америки. Но за прошедшие два года спрос несколько уменьшился. Я думаю, большой бум уже позади".


Интервью с Роджером Смайтом, производителем хронометров и турбийонов на острове Мэн

Роджер Смайт

           "Британцы знают толк в уникальных изделиях" - девиз британца Роджера Уильяма Смайта. - И я тоже в них отлично разбираюсь". Этот Зб-летний мастер, единственный ученик знаменитого Джорджа Даниэльса, тоже считается одним из выдающихся специалистов. Он создает свои часы в традициях британских гениев Харрисона, Томпсона и Со. Он стопроцентно уверен, что хотя Швейцария и считается колыбелью часового ремесла, но без участия британцев оно никогда бы не достигло своих теперешних высот. Это высказывание подразумевает и то, что сам Смайт идет собственным путем и делает все не так, как швейцарцы: его часы не плоские, а объемные. Они тикают не быстро, а медленно. Но их качество и применяемые в механизме ноу-хау узнаются сразу. Так, например, опорные камни сложным образом оправлены в золотые кольца, стрелки массивны и не покрыты золотом - и, конечно, обработаны вручную; и только один серебряный циферблат состоит из семи частей. Узор на нем гильошируют вручную, а не штампуют. Все часы Смайта снабжены коаксиальным спуском, изобретенным его учителем Даниэльсом. Датчик тактовых импульсов сочетает в себе точность прежнего хронометрического спуска с массивностью вездесущего швейцарского анкерного спуска - и помимо этого не требует большого ухода. В течение пяти лет Смайт испытывал новый спуск в своих наручных часах. "Мои часы предназначены для ношения. Они практичны и надежны, а в случае необходимости хороший часовой мастер сможет их отремонтировать даже через сто лет".

           Будете ли вы описывать турбийон неспециалисту, прежде всего, как устройство, служащее для улучшения точности хода часов, или, скорее, делать акцент на высокое часовое мастерство, связанное с его изготовлением?

           - Сегодня существование турбийона нельзя оправдать его влиянием на улучшение точности хода механизма. В наше время он, скорее, стал знаком качества отличной работы мастера. Разумеется, первоначально турбийон был изобретен для того, чтобы карманные часы, располагавшиеся в карманах своих владельцев вертикально, точнее ходили. Но сегодня развитие микромеханики позволяет производить точную регулировку даже самых простых моделей. И несмотря на то, что турбийон устроен гораздо сложнее, чем привод простого анкерного спуска, на ход часов эта сложность не оказывает существенного влияния.

Blancpain делает турбийоны с эксцентрично расположенными балансами.            Может ли точность хода подлежать визуализации? Иначе говоря,угрожает ли турбийону опасность стать хитроумной штучкой (Gimmick) на циферблате?

           - Работая над заказом, я не задаюсь вопросом о "штучках". Я делаю часы и стараюсь угодить своему клиенту, а большинство из моих заказчиков ожидают увидеть на циферблате турбийон - и в этом нет ничего сверхъестественного. Так, если кто-нибудь покупает Aston Martin, уже заранее мысленно представляет себе кожаные сиденья и все другие удобства, положенные по статусу автомобилю высокого класса. Стоит ли производителю особенно подчеркивать их наличие?

Turbograph PourLe Merite от A. Lange &S6hne с минутным турбийоном, сплит-хронографом и указателем запаса хода. Равномерность хода обеспечивает механизм фузеи.            Регулировка механизмов с турбийоном значительно труднее, чем ординарных часовых механизмов, при этом их сложность влияет на точность хода незначительно. И вот на фоне запредельных цен не кажется ли вам абсурдной привычная аргументация в пользу турбийона?

           - Как я уже говорил, речь не может идти об одной лишь точности. Лучше сказать, дело в превосходной ручной работе. И все же, если клеть турбийона идеально сбалансирована, улучшается качество измерения времени. Этим можно непосредственно компенсировать плохой баланс. В этом-то с самого начала заключался смысл данного усложнения. Но если вести разговор лишь о точности хода, турбийон, конечно, не заслуживает таких затрат. Но, знаете ли, когда я сделал свои первые часы, то в них, разумеется, должен был быть турбийон. Это одна из тех целей, о которых сначала думаешь: "Этого не сделать никогда!" И словно альпинист, стоящий у подножия Эвереста, говоришь себе: "Я хочу подняться" - и начинаешь подъем. Я знал, что однажды достигну своей вершины - создам турбийон. Кроме того, это отличный практический способ изучения соответствующей техники. Но, в конце концов, турбийон - это все-таки высокохудожественное произведение.

           Считаете ли вы часы с турбийоном пригодными для повседневного пользования, с учетом их филигранной конструкции?

Tourbillon-Regulator от Glashutte Original с ретроградной часовой стрелкой.            - По моему мнению, модели с турбийонами, как и всякие другие часы, должны быть годными для каждодневного ношения. Скажем так: когда я копаю яму в саду или иду колоть дрова, то не снимаю свои часы, боясь их испортить. Но, может быть, рыться в земле с турбийоном на руке - это слишком, но обычные ежедневные нагрузки должен выдерживать и турбийон".

           Как влияет исключительность турбийонов на чрезмерное увеличение их количества в последние годы?

           - Люди всегда будут мечтать о часах с турбийоном. Шумный успех, которым они пользовались десять лет тому назад, сейчас определенно пошел на убыль. Но если у кого-то есть желание обладать чем-то действительно сложным, ему не пройти мимо турбийона.

           Чем вы объясните огромные различия цен на модели с турбийоном и без него, если они оснащены одним и тем же основным калибром?

У турбийона с сапфировыми платина-ми от Согит клеть турбийона, согласно фирменной символике, выполнена в форме ключа.            - Сколько стоит турбийон - сегодня это вопрос маркетинга. Но здесь право покупателя - войти в курс данной темы. Он должен сам решить, чему отдавать предпочтение, и знать цену своим желаниям. Хочет ли он иметь мотор "Форда" в "Роллс-Ройсе" или он хочет чего-то иного.

           Можно ли соглашаться с аргументом "исключительно ручная работа", оправдывая высокую стоимость часов с турбийоном, зная о широком применении станков с числовым программным управлением? И чем отличается технология, применяемая в Европе, от китайской?

           - Несомненно, все поступающие из Китая турбийоны сделаны на станках. Но главный вопрос состоит в том, на каком этапе производственного процесса в дело вступает часовой мастер. Для чего он пользуется станком и что выполняет он вручную? Конечно, все это также зависит от размеров часов. Для обычных карманных часов турбийон можно запросто делать вручную. В отличие от карманных, в наручных часах это почти невозможно. Для того чтобы изготовить хороший турбийон, часовому мастеру необходимо знать, когда ему лучше обходиться без станка.


R.W.Smith

Беседовал Томас Быковски


Часовой мастер-художник Вильгельм Рибер в своей мастерской Altuhrmacbereiработает над часами Maybach-Tourbilion. Они подкупают простотой и ясностью своей формы. Изготовленная полностью вручную, модель снабжена незакрепленным, летящим турбийоном. Этот самый крупный из применяемых в наручных часах турбийонов -диаметр его клети равен 14,8 мм-отмечен филигранностью отделки            Я полагаю также, что в будущем подобные турбийоны будут встречаться чаще. Каждый турбийон ручной работы представляет собой уникальное произведение и непреходящую ценность для своего владельца. Ручная работа - главный аргумент, определяющий чрезмерную цену, - с расширенным производством турбийонов все же довела часовую промышленность до абсурда - по крайней мере, часть ее.
Tourbillon            Вообще говоря, ценообразование на турбийоны, изготовляемые машинным способом, вызывает удивление. Создается впечатление, что само слово "турбийон" уже заставляет цены подниматься. Если сравнить, например, наручные часы с вечным календарем, произведенные машинным способом, и часы с турбийоном, то окажется, что часы с календарем гораздо сложнее. Тем не менее, такие часы стоят гораздо дешевле, чем часы с турбийоном".
Турбийонный бум приобретает новые очертания: в модели Zenith Star Tourbillon турбийон почти скрыт под алмазной звездой.            Наблюдаемый теперь рост производства часов с турбийонами стал возможным благодаря массовому внедрению фрезерных и электроэрозионных станков с программным управлением. Не без основания вся часовая промышленность до середины 90-х годов выпускала часы с турбийоном лишь в очень ограниченном количестве, и вряд ли витрину среднего ювелирного магазина могли заполнить все существовавшую на тот момент в мире хронометры с "вихрем" (tourbillon в переводе с французского означает "вихрь"). Конструирование турбийонов оставалось до того времени прерогативой исключительных умельцев, которые строили свои изделия, используя традиционные для часового дела токарные станки и механизмы для нарезания зубцов. Но, главное, они вкладывали в создаваемое уникальное творение точность глаз, сноровку пальцев и, конечно, свою душу.
В часах Polo Tourbillon Relatif от Piaget турбийон выполняет функцию противовеса для огромной минутной стрелки.            Чтобы изготовить филигранную клеть турбийона при помощи тонкой ручной пилки и набора напильников, требуется несравнимо большее ремесленническое мастерство, чем для того, чтобы нарезать детали с помощью современного станка с компьютерным управлением; а в финале точно и действительно вручную отделать механизм, отшлифовать и отполировать его. По словам Рибера, на ручное изготовление одного турбийона уходит примерно 1000 рабочих часов. По его мнению, аргумент "чисто ручная работа" убедителен только в том случае, если часы целиком создаются вручную. Если в процессе создания турбийонов используются станки с автоматическим управлением, то ссылка на "ручную работу" относится только к отделке деталей и монтажу. "Для меня, - говорит Рибер, - "ручная работа" означает только одно: часовой механизм полностью сделан вручную. В этом я вижу оправдание цены, потому что знаю, какое бесчисленное количество времени мастер просиживает за верстаком, прежде чем клеть турбийона сделает свой первый оборот. Да и окончательная отделка механизма - занятие на редкость трудоемкое".
Часы Louis Vuitton с турбийоном в виде цветка. Несколько подшипников скелетонизи-рованного часового механизма сидят на сапфировом диске.            Как для всякого товара, для часов с турбийоном вопрос цены, в конечном счете, определяется рынком. А уж решать, оправдывают ли такие приборы для измерения времени свою цену, превышающую уже 200 000, а в отдельных случаях даже 300 000 евро, - право каждого покупателя.
У самого последнего творения Breguet циферблат вращается вместе с двумя турбийонами, влияющими друг на друга.            На свете достаточно любителей часов, которые имеют желание и возможность заплатить значительные суммы за технику, которая двести лет назад была изобретена для карманных часов, а в наручных часах не особенно и нужна. Но турбийон, нет, не работающий, а живущий в окне на циферблате, выглядит так привлекательно, что от него невозможно оторвать глаз. Прямо как истинный вихрь - или смерч.

Герхард Клауссен







Часы №1/2007


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Adriatica. Доступно и всерьез Марка Adriatica вполне способна перевернуть представление россиян о швейцарских часах как о чем-то сверхдорогом и недоступном. А попутно стать серьезным источником дохода для магазинов
Michel Herbelin. Наследник по прямой Когда говорят "часовые традиции региона Юра", мы сразу же представляем себе швейцарский кантон Невшатель и его центры в Ля Шо-де-Фоне и Ле- Локле. А между тем по другую сторону Юрских гор во Франции находится вторая половина этого исторического центра часового искусства. И марки, производимые там, вполне могут конкурировать с легендарным Swiss Made
Шайбу, шайбу! В этот раз мы решили попробовать найти в магазинах Москвы часы не просто крупного, а гигантского размера. Что, как ни странно, при всей любви русских ко всему большому оказалось делом непростым.
Секреты топ-менеджмента от Baume & Mercier Входящий в Группу Richemont бренд Baume & Mercier по узнаваемости в России пока заметно уступает таким корифеям, как, скажем, Breguet, Vacheron Constantin или Breitling. Однако, судя по настрою главы компании Мишеля Ньето, все может измениться кардинальным образом в ближайшие годы.
© 2007 «TimeWay»