Главная Статьи Третий путь
 

ТРЕТИЙ ПУТЬ

Различие между выставкой в Базеле и Женевским салоном в этом году явно продемонстрировало два совершенно разных направления, в которых в ближайшем будущем будет развиваться часовое искусство. Но нужен третий срединный истинный путь

BaselWorld 2006
Ziegel, Ziegel abgemacht
ВЫСТАВКА: ТРЕТИЙ ПУТЬ

То, что в этом году на Базельской часовой выставке было не очень много по-настоящему новых и оригинальных моделей, не удивительно. Согласно законам современной часовой индустрии только сейчас начали "выстреливать" прошлогодние новинки. Если в 2005 году большинство из них было представлено в виде прототипов, то реальные модели в ограниченном количестве появились лишь этой весной.
Нечто подобное можно было наблюдать два года назад, когда только оправившиеся от кризиса, вызванного терактом 11 сентября и эпидемией SARS, производители престижных часов представили в Базеле и в Женеве не более чем макеты новых проектов и слегка украшенные версии старых популярных моделей. Тут добавили ряд бриллиантов, здесь - оригинальный браслет, а механизм нагрузили не самой сложной дополнительной функцией. И в этом ничего плохого нет. Наоборот, все компании чувствуют себя прекрасно и с оптимизмом смотрят в будущее: кризис преодолен, индустрия роскошных часов живет и процветает.
Действительно, отсутствие перемен свидетельствует о стабильности, а стабильность - о процветании. Поэтому что-то на самом деле новое и оригинальное в часах сегодня демонстрируют либо новички, которым надо сразу заявить о себе, либо гранды Haute Horlogerie, которым это просто положено по статусу. Как, например, Patek Philippe, который в последние три года "ушел" глубоко внутрь механизма, представляя такие высокотехнологичные инновации, которые уж скорее стоило бы ожидать от японцев.
BaselWorld-2006 можно назвать демонстрацией могущества, а не потенциала. На второй день хождения по ее павильонам понимаешь, что главные силы дизайнеров и инженеров компаний были брошены не на модельный ряд, а на создание роскошных и оригинальных стендов, которые превратились в огромные многоэтажные павильоны. Входишь в главный зал 1.0, и первое, что видишь, 3-этажный павильон Corum, в окнах которого красуются скульптурные и живописные оригиналы Кокто, Мане и Пикассо. Сам павильон сплошь обклеен настоящей кожей морского ската, иначе называемой галушей. Помимо того что это производило завораживающее впечатление на посетителей, не стоит забывать, что галуша - один из самых дорогих и престижных материалов для часовых ремешков. Люди подходили и с благоговением трогали элитное покрытие, а некоторые безрезультатно пытались отковырнуть кусочек в качестве сувенира. Breitling вместо своих традиционных самолетов и автомобилей в этом году установил на втором этаже стенда гигантский морской аквариум вместительностью 60 тонн с морскими волками. "После выставки вся рыба будет аккуратно выпущена в Средиземное море", - обещал клиентам вице-президент Breitling Жан-Поль Жирарден.
На втором этаже было не менее интересно: Dior сотворил зеркально-стеклянный стенд, Mauboussin засадил все свое выставочное пространство экзотическими растениями, в роскошный бутик превратил свой и без того не самый скромный стенд Harry Winston. И вообще, часовой мир заболел бутикоманией. Все брэнды, представившие новые стенды, оформили их в соответствии с новым дизайном собственных бутиков. Судя по всему, в самое ближайшее время мировые рынки (в том числе и российский) своими бутиками атакуют Zenith, Rolex, BLancpain, Corum, Harry Winston, Dior, Korloff, Hermes, Chopard, менее именитые Fossil и Guess и многие другие. Главы почти всех компаний, с которыми нам довелось встречаться, начинали с вопроса: "А вы случайно не знаете хорошего здания в центре Москвы, где бы мы могли открыть бутик? Платим любые деньги!".
Это наталкивает на мысль, что часовые брэнды, похоже, уже настолько удовлетворены своей продукцией, что теперь задумались о соответствующем обрамлении. Тем не менее сенсации и новые идеи были и в этом году. На них стоит обратить внимание, тем более что они наверняка получат яркое и очень интересное развитие в самом ближайшем будущем.
Первое, что поразило всех обозревателей еще до Базеля, - презентация Patek Philippe новой пружины баланса Spiromax, выполненной из кремния. Почему гранд часового искусства не стал даже дожидаться Базеля, чтобы представить последние результаты своих изысканий? Дело в том, что на самой выставке Patek Philippe торжественно продемонстрировал обширную женскую коллекцию. Если прежде в арсенале компании для дам были предназначены лишь Twenty-4 и New Aquanaut, то теперь женское ювелирное воплощение обрели практически все линии марки. Ну а фотомануфактура и прочие новые технологии, на которые делают ставку столпы швейцарского часового искусства Swatch Group, Rolex и Patek Philippe, - это не шоу, а фундаментальное достижение, которое требует неторопливого глубокого изучения и осмысления.
В прошлом году три упомянутые компании объединились, создав совместную исследовательскую группу CSEM, которая и представила новый материал на основе кремния. Patek Philippe изготовил из него анкерное колесо и спираль, обеспечивающую ходу беспрецедентную точность, которыми оснастил новый Annual Calendar. Breguet пошел еще дальше, создав модель Breguet Classique 5197: первые серийные часы с кремниевыми волоском, анкерной вилкой и анкерным колесом. Rolex и BLancpain пока воздержались от экспериментов, но пообещали представить плоды сотрудничества с CSEM в следующем году.
Да, сейчас новые технологии стоят дорого и воспринимаются скорее как уникальное чудо на фоне традиционных мануфактур. Однако буквально за пару лет ситуация может кардинально измениться, и электронные технологии, позволяющие изготавливать точнейшие механизмы вообще без участия человека, станут эталоном Haute Horlogerie. В этом свете становится понятным и триумфальное возвращение цифровых часов в экспозицию Базельской выставки: марка Ventura, до недавнего времени скромно, но гордо носившая звание "единственных электронных часов Швейцарии", стала одним из главных ньюсмейкеров сезона с новой мехатронной моделью v-Tec MGS.

ВЫСТАВКА: ТРЕТИЙ ПУТЬ

Несправедливо было бы не отметить и окончательное слияние Haute Horlogerie и Haute Joaillerie, о котором мы писали в декабрьском номере 2005 года. Их взаимное чувство уже переросло этап кристаллизации. Это не просто высокая любовь, а штамп в паспорте или, если хотите, брачный контракт. Самым заслуженным и пафосным ювелирам в этом году наконец-то разрешили обзавестись полноценными многоэтажными павильонами, которые тут же сформировали шикарную Первую авеню зала 2.0 с персональными барами и часовыми уголками на витринах. Ну а часовщики расчистили место на своих обширных экспозициях для ювелирных коллекций, которые нынешней весной представили 90 процентов часовых брэндов от Breguet и Patek Philippe до сК и Van Der Bauwede. И у всех - фирменная огранка и полные комплекты, от диадем с колье до серег с запонками. Swatch Group под предлогом расширения сферы интересов начала потихонечку захватывать 2-й этаж - то есть зал 1.1, где разместил ювелирные филиалы Leon Hatot и сК, а также Mango - новорожденную дочь титульного брэнда Swatch. По планам через 5 лет выручка от продажи ювелирных изделий производства Swatch Group должна сравняться с выручкой от продажи часов. А нужно ли это? Вот мистер Хайек-старший, например, противится этим планам, горячо поддерживаемым Советом директоров.
С одной стороны, часовщики совершают, вроде бы вполне продуманный и логичный шаг - не одними же часами в новых моно-брэндовых бутиках торговать. Но ведь так можно и до одежды дойти. К тому же, как показывает практика, в лучшем случае лишь каждый десятый из тех, кто пришел купить часы, приобретает ювелирное изделие, и наоборот. А средства, которые часовщики вкладывают в развитие ювелирного направления, категорически не соответствуют определяемыми практикой 10 процентами конечной прибыли. Как бы ювелирно-часовая лодка любви не разбилась о быт. Будет очень жаль.
ВЫСТАВКА: ТРЕТИЙ ПУТЬ- Мы не против новых технологий в часовом искусстве, - сказал главный организатор Женевского салона SIHH, глава и основатель Фонда высокого часового искусства доктор Франко Колоньи.
- Но при этом мы настаиваем, чтобы механизмы и сами часы по-прежнему создавались человеком.
После многолюдного, шумного и современного Базеля элитарный Женевский салон мгновенно настраивает на иной лад своей почти ретроградной церемониальностью. За тем, чтобы Салон не превратился в ярмарку и сохранил свою сущность священнодействия и истинного духа творцов времени, следит его организационный комитет, который с этого года находится в ведении только что образованного Фонда высокого часового искусства (Foundation of Haute Horlogerie). FHH был создан в конце прошлого года силами трех глав основных компаний, выставляющихся на Салоне: Франко Колоньи, представляющего Richemont, Жасмин Одемар (Audemars Piguet) и Луиджи Макалузо (Girard-Perregaux).
Причинами его основания, по словам доктора Колоньи, является желание сохранить и оградить основы часового искусства от опасности стремительно наступающих новых технологий. Да, сегодня можно сделать так, чтобы часы были точнее, надежнее, долговечнее, и при этом стоили недорого, а производить бы их было легко и приятно. Но люди по-прежнему платят не за вес бриллиантов, украшающих безель, а за талант и мастерство живого человека, вложившего свой труд в создание каждого механизма или часового корпуса.
ВЫСТАВКА: ТРЕТИЙ ПУТЬПоэтому Женевский салон в этом году стал настоящим торжеством ручной работы и эстетической завершенности каждой новой модели. Главное отличие мануфактур SIHH от базельских столпов можно увидеть уже в первой сенсации Салона - модели Audemars Piguet Tradition of Excellence Cabinet No.5, оснащенной новым калибром с принципиально новым спуском. Этот спуск не требует дополнительной смазки, служит значительно дольше обычного анкерного спуска, почти не боится ударов и обеспечивает большую точность хода. Отличие в том, что инновация Audemars Piguet основана не на новых материалах и электронных технологиях. Это новая конструкция, созданная с использованием традиционных ручных технологий. Нагляднейшая демонстрация того, что потенциал классической часовой механики далеко не исчерпан, а человек по-прежнему изобретательнее компьютера.
ВЫСТАВКА: ТРЕТИЙ ПУТЬТо же самое доказала компания A. Lange & Sohne, представившая новую модель вечного календаря и классические часы Richard Lange с увеличенным до 10,4 мм в диаметре колесом баланса. Мыслят в том же направлении и в JeanRichard, создавший в этом году наручный репетир с наиболее сильным резонансом; и Van CLeef & Arpels (модель Lady Arpels Centenary Quantieme de Season с вращающимся циферблатом, который демонстрирует каждый день новый пейзаж); и Jaeger-LeCoultre, презентовавшая первый хронограф без кнопок, но с тактильным стеклом AMV0X 2.
Доказывали участники Женевского салона высокого часового искусства и то, что только с помощью индивидуального творчества можно по-настоящему украсить часы: например, придумать секретную идеальную (в смысле абсолютно незаметную) инкрустацию камней для модели Jaeger-LeCoultre Ideale Rock Setting; или создать уникальные образцы миниатюрной живописи на циферблате. Кстати, именно циферблату в этом году почти все марки Салона уделили самое пристальное внимание. А гранд Vacheron Constantin, наверное, первый среди всех часовых компаний, решился представить часовой механизм в нагом естестве. Часы Malte Openface - это не скелетон со специально декорированными мостами, а просто открытые взору колеса и рычаги, работа которых идеально видна через сапфировый циферблат.
Однако при всем этом декоративном энтузиазме нельзя не отметить, что "женевцы" не меньше "базельцев" работали над механизмами. Собственными калибрами с оригинальными усложнениями и спиралями ныне обладают практически все компании-участницы SIHH. A Roger Dubuis пошел значительно дальше традиционного изготовления платины и колес. ВЫСТАВКА: ТРЕТИЙ ПУТЬЭта мануфактура самостоятельно производит даже такую "мелочь", как камни, используемые в механизме часов.
Доктор Колоньи довольно скептично относится к идее соединения новых технологий и ручной работы, высокого искусства и прогресса. Осмелимся возразить - напрасно. Возможно, именно в синтезе рукоделия с какой-нибудь фотомануфактурой и кроется третий срединный путь, который и станет будущем часового искусства.

МОИ ЧАСЫ № 2, май-июль 2006


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Новинки в стиле Ретро На Московском часовом салоне состоялась мировая премьера двух механизмов компании TMI. Ретроградные новинки от ведущего мирового производителя помогут часовым производителям покорить сердца многих поклонников часов.
Превосходный поворот Легендарной линейке Reverso исполнилось 75 лет. Самая старая наручная модель мирового часового рынка по-прежнему выглядит молодо, с завидной регулярностью обретая новые лица. В этом году лицо вписано в квадрат массивной Reverso Squadra.
"Михаил Москвин". На пути к качеству Год напряженной работы и полная перестройка всей технологической цепочки потребовались угличскому заводу «Звезда», чтобы вывести часы Mikhail Moskvin на новый уровень качества.
Seiko Credor Sonnerie В последние годы Seiko уверенно меняет имидж, переходя в более высокие престижно-ценовые категории и исправно выпуская новые коллекции механических часов на любой вкус. И даже когда речь заходит о штучных изделиях класса grandes complications стоимостью от ста тысяч евро и выше, Seiko есть что предъявить мировому часовому сообществу. Американским и европейским критикам и коллекционерам хорошо известна модель Credor Sonnerie, представляющая собой набор уникальных ноу-хау в самом элитном исполнении.
© 2007 «TimeWay»