Главная Статьи Третий или первый
 

Третий или первый

Мактайм        В этом году без особого шума и помпы в России произошло событие, которое является значимым даже по мировым меркам: появился еще один завод по выпуску часовых механизмов. Часовой завод "Мактайм" начал выпуск механизмов хронографа 3133.

Без пафоса

       "Почему у нас все получается? - вопросом на вопрос как-то ответил директор "Мактайма" Александр Макаров. - Наверное потому, что мы не тратим силы на создание вокруг себя какого-то шума и не жалуемся, что кто-то нам не помогает. Мы просто работаем". Третий московский часовой завод, которым теперь по праву может именоваться "Мактайм", не окружен излишним пафосом. Его штаб-квартира не сияет издали стеклом и алюминием, как головные офисы швейцарских или японских компаний. Нет у него и многоэтажных корпусов с десятками тысяч работников, какие были у заводов времен СССР. Цеха единственного в Москве производителя механизмов можно вообще не заметить между железнодорожных путей на станции "Депо". Да и вблизи несколько новых корпусов "Мактайма" никак не ассоциируются с чистотой и точностью часового производства. Между тем здесь находится офис наиболее динамичной российской часовой компании. И здесь делают самые сложные в России часы.
       Несмотря на то что деятельность "Мактайма" связана с часами с самого основания компании в 1996 году, на рынке традиционных часов до последнего времени он известен не был. Очень долго фирма специализировалась на производстве часов в золотых корпусах и в своей нише по количеству выпускаемых золотых часов была и остается лидером рынка.
Мактайм        На часовой рынок предприятие вошло два года назад, когда неожиданно для всех приобрело контрольный пакет пензенской "Зари". Тогда все удивлялись и недоумевали: зачем успешной фирме такой балласт? В ином ключе пензенский завод никто не рассматривал. Однако прошло два года, а производство в Пензе, несмотря на все предсказания, вовсе не собирается закрываться. Более того, "Заря" демонстрирует, может, не самые выдающиеся, но наиболее стабильные показатели в отрасли. Если в этом году большинство часовых заводов сократили выпуск продукции практически вдвое, то на "Заре" падение было вдвое меньшим и составило порядка 25%.
       Следующий шаг на пути превращения из производителя золотых корпусов в часовую мануфактуру "Мактайм" сделал в этом году, когда приобрел у "Полета" оборудование и технологию производства механизма 3133. Это приобретение стало еще большим сюрпризом для рынка, чем предыдущее. Калибр 3133 - единственный в России механизм хронографа. Несмотря на довольно старую конструкцию и отсутствие АПЗ, он по-прежнему остается весьма востребован как среди российских производителей часов, так и зарубежом. Это неудивительно: механизм хронографа - изделие весьма сложное, и даже в наш век современных станков и турбийонов во всем мире вряд ли найдется больше полутора-двух десятков компаний, производящих такие механизмы. И когда стало понятно, что чуть раньше или чуть позже часовое производство "Полета" будет продано и выведено из центра Москвы, на "Марксистскую" потянулись покупатели. Среди них были и ведущие российские заводы, и известные зарубежные фирмы. Но никто не предполагал, что 3133 в итоге достанется "Мактайму". Событие стало шоком для всех.

Эвакуация

       Документы о продаже технологической цепочки были подписаны в январе. По условиям договора, "Мактайм" должен был вывезти все оборудование с территории "Полета" до конца мая. При этом планировалось, что сборка механизмов не будет прерываться. Мало кто верил в реальность выполнения таких планов. Однако, если не считать некоторых временных задержек, неизбежных в нашей стране, все прошло по плану.
       Вместе с оборудованием "Мактайм" получил большой объем незавершенного производства, то есть отдельных деталей. Также с "Полета" на "Мактайм" было переведено около 200 человек рабочих, занятых на производстве 3133. И уже в феврале из этих комплектующих "Мактайм" начал осваивать сборку механизмов. Часть станков еще оставалась на "Полете", а часть тряслась в кузовах грузовиков, когда в сборочном цехе "Мактайма" праздновали выпуск первого механизма.
       Говорят, что два переезда равны одному пожару. Процесс перевоза оборудования с "Полета" был больше похож даже не на переезд, а на эвакуацию. Чтобы разместить станки и людей в условиях жесткого графика, "Мактайму" за короткий срок пришлось построить три новых корпуса. Временами запуск оборудования шел примерно как во время войны: станки сгружались на землю, к ним подключалось электричество, сооружался навес и прямо под навесом, без стен, они начинали работать.

Два в одном

       Сегодня "Мактайм" представляет по сути два предприятия внутри одного: "золотое" производство и производство механизмов. Разница между ними колоссальная. На первом - идеальные чистота и порядок, много свободного пространства, работники - в основном молодежь. Здесь в размеренном ритме все работает уже много-много лет.
       Производство механизмов - почти полная противоположность. Один из производственных корпусов еще продолжает достраиваться. В остальных плотность оборудования на квадратный метр явно превышает все мыслимые нормы. В основном это старые станки, часть из них законсервирована и укрыта полиэтиленом. Персонал - те, кому за 60. Все это следствие сверхбыстрого переезда.
       Работа по приведению цехов в порядок предстоит немалая, но главное достигнуто - производство механизмов на "Мактайме" работает! Несмотря на свои, вроде бы, скромные размеры и пока неказистый внешний вид, это полноценная мануфактура. Здесь от начала до конца производится большинство деталей механизма, в том числе и такие традиционно сложные, как платина, баланс, анкерное колесо и анкерная вилка, спираль баланса и пружины. Здесь же происходит сборка отдельных узлов механизма. Извне "Мактайм" получает лишь камни и мосты, последние выпускаются на пензенской "Заре". И только окончательная сборка хронографа происходит на отдельной территории.
       Приняв от 1-го МЧЗ эстафету в начале года, сегодня "Мактайм" выпускает около трех с половиной тысяч механизмов 3133 в месяц. И перед предприятием стоят сразу несколько задач: довести производство до уровня 5 тысяч штук и довести качество до уровня, определенного техдокументацией советских времен, когда о точности и надежности 3133 ходили легенды. Ну и важнейшая задача - подготовка кадров. Чтобы у производства было будущее, необходимо обучать молодых.

50:50

На заводе "Мактайм"        Почему во времена, когда все стараются избавиться от производства, считая его безнадежным и нерентабельным, "Мактайм" продолжает инвестировать в него деньги? Наверное, потому что "Мактайм" вообще не совсем обычное предприятие. Например, платит все налоги - за прошлый год суммарные платежи в бюджеты различных уровней составили более 100 миллионов рублей. А на вопрос "Почему вкладываете?" Макаров отвечает: "Несколько лет назад мы поставили перед собой стратегическую цель - добиться соотношения продаж на внутреннем рынке и на экспорт 50:50. Распределение продаж по рынкам сбыта - это залог надежности и стабильности бизнеса. Производство механизмов является одним из шагов к решению этой задачи, к тому же дает нам возможность выйти на новые рынки и обрести независимость от поставщиков". Освоив выпуск 3133, "Мактайм" превратился в вертикально интегрированный холдинг, охватывающий этапы от производства механизмов разной степени сложности до выпуска часов из обычных материалов и золота.
       Несмотря на множество неизбежных трудностей, Макаров смотрит на жизнь с оптимизмом. Каждый из проектов компании имеет неплохие шансы на развитие. "Летом-осенью мы участвовали в нескольких зарубежных выставках. Одним из приятных сюрпризов стала хорошая известность марки "Заря" в некоторых странах, особенно в Восточной Европе. Ряд заключенных нами контрактов позволяют существенно повысить объемы выпуска и продаж часов с этой маркой".
       Традиционная продукция "Мактайма" - золотые часы - более чем успешно продается по всей России. В этом году в дополнение к недорогим легковесным часам запустили сразу несколько моделей с уровнем цен от $1000 и выше. Механизмы хронографа - по большей части экспорто-ориентированный продукт. "Мактайм" уже отправляет их в Германию, Австрию и целый ряд других европейских стран. Есть планы по выпуску собственных часов в стальных корпусах на базе 3133. Предварительные переговоры с партнерами показали наличие высокого спроса на такую продукцию.
       Во всем мире на 100 компаний, выпускающих часы, приходится в среднем около одной, производящей механизмы. Обычно их деятельность остается в тени и не освещается красочными пресс-релизами и шумными презентациями. Но именно они составляют основу часовой отрасли. И рождение предприятия, выпускающего сложные механизмы для часов, является событием даже по мировым меркам. Что уж говорить о России, где часовые заводы в последнее время впору причислять к вымирающим видам?
       Непонятно только, как теперь правильно именовать московские заводы. "Полет", некогда 1-й часовой, механизмы больше не производит. Ситуация на 2-м часовом, "Славе", имеет неопределенный характер. Так что "Мактайм" внезапно для себя и для всех остальных стал вовсе не третьим, а скорее первым московским часовым заводом.

Часовой бизнес №6 2005


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Porsche Design Инженеры Porsche Design черпают вдохновение из самых разных областей, порой далеких от технологий спортивного автомобилестроения, о которых сразу вспоминаешь, услышав название Porsche Design.
Все гениальной сложно Есть часы простые и незамысловатые, как веселый, но ветреный ухажер, есть дизайнерские, подобные мужчинам творческим и романтическим. Есть часы экстремальные, как жизнерадостные мужчины-авантюристы. Есть функциональные, как мужчины практичные. А есть часы сложные и надежные, подобные серьезному мужчине-хозяину.
Ulysse Nardin. Кремниевые революционеры Часовой мир стоит на пороге очередной революции. В отличие от деструктивного «кварцевого путча» 1970-х она исключительно конструктивна и сулит производителям и потребителям массу выгод без малейшего ущерба вечным ценностям haute horlogerie. Когда-нибудь ее наверняка назовут «кремниевой» или «силиконовой» и будут молиться на ее предвестников - как сегодня молятся на Кристиана Гюйгенса, Авраама-Луи Бреге, Джона Харрисона и прочих гениев хронометрической мысли.
Полет Кто высоко не летал, тот не знает, каково оно падать. Нынешний генеральный директор группы компаний «Полет» Сергей Ксенофонтов, хоть и не руководил нашим флагманом в лучшие времена, зато сполна познал ужасы падения
© 2007 «TimeWay»