Главная Статьи TAG Heuer. 150-летний авангард
 

TAG Heuer

150-ЛЕТНИЙ АВАНГАРД

Текст: Тимур БАРАЕВ

Прославленная швейцарская компания TAG Heuer представляет каждый год революционные, потрясающие воображение и основы часового дела сенсационные концепт-часы. Но ошибаются те, кто утверждает, что они это делают из-за аббревиатуры TAG (Techniques d Avant Garde) в названии компании. Авангардные технологии составляли суть существования компании с самого основания.


Молодому человеку по имени Эдуард Хойер было 20 лет, когда в I860 году он основал дилерскую контору в Сен-Имье. Это сейчас Сен-Имье более или менее знаменит благодаря нескольким часовым мануфактурам, а тогда он представлял собой крохотное местечко, затерянное в горах. Однако дела у молодого торговца пошли так хорошо, что через 4 года он позволил себе снять апартаменты в Бьенне. У входа он повесил небольшую табличку с надписью «E.Heuer & Compagnie». Главный секрет коммерческого успеха Эдуарда Хойера объяснялся, конечно же, не только его привлекательной внешностью (он похож на молодого Джона Малковича). Но и тем, что он знал, чем торговать и что нужно его клиентам, а также сам был отнюдь не последним часовым мастером. Вскоре его фирма превратилась в полноценную часовую компанию. Два его изобретения навсегда вошли в историю часового дела. Это система завода часов с помощью заводной головки вместо традиционного ключа, которую он запатентовал в 1869 году. А в 1887-м он изобрел важнейшую деталь, соединяющую механизм часов с модулем хронографа — oscillating pinion, которая до сих пор используется в современных часах. Кстати, хронографы — самые передовые часы того времени — стали его коньком. Поэтому Эдуард Хойер вошел в историю еще и как первый, кто наладил серийный выпуск хронографов. Хронографы же принесли E.Heuer & Compagnie первое международное признание — серебряный диплом Всемирной выставки в Париже 1889 года. Умер превосходный часовщик и бизнесмен в 1892-м, оставив семье колоссальное по тем временам состояние в 552 750 франков.

Тут просто необходимо заметить, что Эдуард Хойер оказался еще и замечательным отцом, что тут же доказали его сыновья Жюль и Шарль, с блеском продолжившее дело. В 1902-м братья выкупили долю акционеров, и семейное дело стало называться просто Heuer — без Compaigne. В это время спрос на хронографы резко возрос, и братья полностью сосредоточились на их производстве. Особого внимания заслуживают докторский хронограф с пульсомером (1910), один из первых бортовых хронографов под названием Time of Trip, который можно было вмонтировать в приборные панели первых летательных аппаратов и автомобилей. В то время граф Цеппелин начал строить свои легендарные дирижабли и после тщательной экспертизы современных хронографов остановил свой выбор на приборах компании Heuer. Во всяком случае во время своего первого трансамериканского 8106-километрового полета на дирижабле Zeppelin ZR III пилот Гуго Эккенер контролировал время по Time of Trip. Эккенер остался жив и доволен, а потому доверился точной механике Heuer и в 1929-м во время кругосветного путешествия на Graf Zeppelin.

Впрочем, мы чуть опередили время, поскольку ранее произошли не менее важные события. В 1913 году Жюль и Шарль наряду с другими своими великими современниками Луи Картье и Эдмоном Жеже осознали, что будущее безраздельно принадлежит наручным часам. И, кстати, заметьте, уважаемые дамы: первые наручные модели компания Heuer выпустила именно для вас! Это были изящные часики на золотых браслетах и кожаных ремешках. Ну а первыми моделями для мужчин, конечно же, стали мощные хронографы.

В 1916-м Heuer отметилась величайшим мировым рекордом, создав Microsplit — первый механический хронограф, способный измерять время с точностью до 1/100 секунды. Стоит ли упоминать после этого, что компания стала официальным хронометристом Олимпийских игр в Антверпене (1920), Париже (1924) и Амстердаме (1928). «Микросплиты» были так востребованы, что компания могла процветать, выпуская только их: производство этих замечательных сплит-секундомеров было остановлено лишь в конце 70-х годов прошлого века! Не менее успешна была и другая разновидность бортового хронографа — Autavia. Особенно когда запас его хода был увеличен до 8 дней. Хорошо, что братья не забывали параллельно развивать линии наручных часов.

В 1930-м они запатентовали водонепроницаемый корпус. Затем (кстати одновременно с Rolex) — получили патент на автоматические часы. Так как слава бортовых хронографов и спортивных секундомеров была велика, наручные часы Heuer также были востребованы. Их носили Дуайт Эйзенхауэр, Гарри Трумэн, Генри Форд, принц Уильям, тайский король Бхумибол и многие-многие другие, поскольку Heuer выпускали хронографы практически для всех. Например, модель Autograph помогала летчикам, Mareograph — рыбакам, Seafarer — яхтсменам (кстати, уникальные механические индикатор прилива и индикатор с обратным 5-минутным отсчетом до старта были впервые применены именно в нем)...

В середине 50-х годов в компанию «пришел» блестящий представитель нового поколения семьи Хойер — Джек, который занимает пост почетного председателя по сей день.

Джек Хойер с детства был фанатом автогонок, и дружба компании с миром автоспорта стала еще крепче. Впоследствии она выльется в спонсорство «Формулы-1» и изобретение уникальной использующейся по сей день системы ACITS — Automatic Car Identification and Timing system (1976).

Но настоящим прорывом в истории марки стал наручный хронограф Carrera, навеянный молодому Хойеру легендарной La Carrera Panamericana Rally Mexico — гонкой по Панамериканскому шоссе от Гватемалы до США. Это ралли собрало лучших пилотов мира на лучших авто. Хронограф Carrera стал культовым, воплотив в себе представления людей о красивой жизни в 60-е годы. Его можно назвать первым современным хронографом, который определил дизайн и функциональность подавляющего большинства других легендарных моделей.

Хронограф с классическим колонным колесом и ручным заводом Heuer Carrera на базе калибра Valjoux 72 с боковым секундным циферблатом, 12-часовым и 30-минутным счетчиками стал сенсацией по обе стороны океана. Американцы полюбили Carrera за ультрасовременный дизайн и принадлежность к престижному бренду Heuer. Европейцам также понравился дизайн, а еще больше то, что Carrera ассоциировалась с далекой сказочной райской жизнью за океаном. Небольшое изменение дизайна (секундная шкала разместилась на фланце, а тахиметрическая — вынесена за обычную разметку) помогло создать свободный циферблат с огромными функциональными счетчиками. Спортивные сложные часы приобрели оттенок аристократической сдержанности.

Немаловажную роль во всемирном успехе модели сыграла и ее доступная цена. На хронограф в стальном корпусе Джек Хойер установил ценник в 70 долларов, модель с 20-микронной позолотой стоила 90 долларов, а самая роскошная золотая версия — всего лишь 240. Пафосные старомодные хронографы других именитых швейцарских брендов стоили как минимум в 10 раз дороже.

Carrera издавалась практически без каких-либо дизайнерских изменений вплоть до кварцевого кризиса — конца 70-х, — когда в моду вошли роскошные, по понятиям того времени, подушкообразные корпуса. Позже на базе Carrera была выпущена и наручная версия Autavia. А в 1969 году произошло событие, благодаря которому Carrera навсегда вошла в анналы часового искусства. На выставке в Базеле был презентован первый автоматический хронограф в мире. Механизм Caliber 11 был создан совместно компаниями Heuer, Breitling, Hamilton и Dubois Depraz, которые на месяц опередили конкурентов в лице Zenith и Movado. Так как генератором идей и организатором работ был Джек Хойер, за ним историки и закрепили первенство в создании автоматического хронографа.

К тому времени Джек Хойер уже возглавил компанию и, надо сказать, руководил он ей смело и умело. Впрочем, он уже вошел в историю часового искусства как один из самых выдающихся инноваторов. Ему принадлежат целый ряд мировых рекордов: первый автоматический хронограф; первый автомобильный хронограф; первый кварцевый хронограф с аналого-цифровым дисплеем; первый доступный обычным людям хронограф Microtimer, способный измерять отрезки времени с точностью до 1/1000 секунды.

Идеи Хойера всегда намного опережали время и были порой абсолютно непонятны окружающим. Такими, например, как предпринятая в начале 80-х попытка создать концерн на базе часовых компаний Heuer & Со, Leonidas и Piaget, похожий на нынешнюю Swatch Group. Попытка была неудачна, Хойера даже отстранили от управления. В 1985 году компанию приобрела нечасовая научно-исследовательская фирма Techniques d'Avant Garde (TAG), и с тех пор она называется TAG Heuer. Вполне логичная история, ведь, как мы уже убедились, стремление быть в авангарде часового искусства было присуще компании в самого начала. И вовсе не наличие аббревиатуры TAG в имени компании (как думают некоторые) заставляет ее ежегодно демонстрировать потрясающие воображение и основы часового дела концепт-часы Micrograph, Monaco V4, Calibre 360, Calibre S, Diamond Fiction...

В 1999-м контрольный пакет акций TAG Heuer приобрел крупнейший концерн роскоши в мире Louis Vuitton Moet Hennessy. LVMH поручил оперативное руководство молодому энергичному бизнесмену Жану-Кристофу Бабену, который немедленно вернул в Совет директоров Джека Хойера, назначив почетным председателем компании. В его обязанности входит очень многое. Например, восстановление ДНК бренда, налаживание связи между молодым и старым поколениями сотрудников компании, возвращение прежней клиентуры и авторитета одного из самых креативных производителей.

Очень важно, что Джек Хойер — единственный действующий представитель старой часовой швейцарской гвардии, которая ушла на покой из-за кварцевого кризиса. Когда компания развивается под руководством представителя семьи основателей, каждый шаг не только кажется, но и оказывается продуманным и закономерным.

В новейшее время, которое многие в компании называют «революционным», в модельном ряду TAG Heuer помимо Carrera появилось множество новых коллекций: недорогая демократичная Formula-1, практичная Link, спортивные Aquaracer и Professional Sport, аристократические Monaco и Monza, концептуальные Microtimer и Mercedes SLR... Удивительно, но все они пользуются огромным успехом. Недаром TAG Heuer наряду с Rolex, Cartier и Omega входит в четверку мировых лидеров по продажам. И в этом также есть немалая заслуга славного праправнука Эдуарда Хойера. Именно его слово в дискуссиях по поводу облика или технической оснащенности той или иной модели оказывается решающим.

«У меня есть глаз, ну, или предвидение того, что понравится людям, а что нет, — говорил Хойер. — Это 25-летний стаж и опыт работы в часовом бизнесе. Когда ты создаешь часы на протяжении стольких лет, поневоле начинаешь видеть и чувствовать то, чего другие по тем или иным причинам пока не видят и не чувствуют».

Через два года TAG Heuer отпразднует 150-летие. Подготовка к торжествам активно идет уже сейчас. Нынешней весной был открыт музей компании, представлена новая роскошная линия Grand Carrera, Джек Хойер заканчивает писать и редактировать большую книгу об истории марки. Запущены очень интересные совместные проекты по созданию концептуально новых механизмов (естественно) с хронографом с Dubois Depraz и Zenith. Разрабатывается собственный механизм с хронографом. А знаете, где его будут делать? На собственной мануфактуре, огромное здание которой будет полностью сдано в 2009-м и заработает на полную мощь в год юбилея. В новую эру TAG Heuer вступит во всеоружии и в полном порядке. А что такое TAG Heuer, ничем не ограниченный и не сдерживаемый, — это невозможно представить, пожалуй, даже фантастам.

Мои часы №3 2008

 


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Вернисаж Марка эксклюзивных часов и ювелирных украшений Leon Hatot продолжает коллекцию элегантных часов-трансформеров Kimay, инкрустированных разноцветными камнями.
Le Chic: уроки французского Благодаря своей неординарности, универсальности и эксклюзивности спустя три года после появления на российском рынке французская марка Le Chic стала одним из лидеров в области модных тенденций
Grande Complication Это еще одни часы, достойные юбилея, справедливо считают представители старейшего часового брэнда, который отмечает в этом году 270-летие.
Интерьерные часы. Время возможностей Рынок интерьерных часов значительно меньше рынка наручных. Но благодаря растущему спросу сегодня именно это направление может стать для магазина хорошим подспорьем
© 2007 «TimeWay»