Главная Статьи Рынок №1
 
Рынок №1

Рынок №1

      Мы привыкли, что часы бывают швейцарскими, японскими, на худой конец - китайскими. Между тем они бывают еще и американскими. США - не только крупнейший в мире рынок часов, но и страна, в которой "прописаны" несколько известнейших часовых компании.


Дважды "вице"

      За 400 лет истории часового дела лидерство в производстве часов не раз переходило от одной страны к другой: от Англии и Франции - к Швейцарии, от нее - к Америке, затем - опять к Швейцарии, потом, поочередно, к США, Японии и вновь к альпийской республике. Об этом мало кто знает, но последние полтора века пальма первенства в инновациях и объемах выпуска часов дважды принадлежала американским фирмам.
      В середине XVIII века в мире доминировали швейцарские и английские часы. Но лидерство этих стран ослабевает после того, как по ту сторону Атлантики происходит своего рода техническая революция. Американский механик Эдвард Говард, в 50-х годах XIX века посвятив много времени изучению принципов изготовления часовых механизмов, пришел к выводу, что существующая технология и качество деталей оставляют желать лучшего. Примитивные инструменты, огромное количество ручной работы - и в результате детали двух одинаковых механизмов не идентичны друг другу, а на производство каждого экземпляра часов нужно слишком много времени. Горя желанием исправить ситуацию, Говард в 1859 году основал в Массачусетсе American Watch Company (позже Waltham Watch Co.), которая впервые использовала принцип фабричного изготовления компонентов часовых механизмов. Это позволило облегчить и ускорить процесс производства, снизить трудоемкость при одновременном повышении качества изделий. Новые технологии быстро прижились, и количество американских часовых компаний в этот период растет как на дрожжах - Howard (1857), Elgin (1864), Illinois (1869), Hampden (1877), Waterbury (1879), Hamilton (1877). Растет и выпуск часов в США: с 14 000 штук в 1858 году до 118 000 к 1864 году.
Fossil       А тем временем консервативные европейцы никак не могли поверить, что кто-то станет покупать часы, произведенные машинами, особенно после их собственных неудачных попыток наладить такое производство в первой половине XIX века. Тем не менее жизнь доказала обратное. Объем экспорта швейцарских часов в США упал на 74 %: если в 60-х годах он составлял 18,3 млн франков, то в 1876 году он сократился до 4,8 млн франков. Обеспокоенные швейцарцы направили в США своего представителя Фавре-Перрета - для исследования новой технологии производства часов. Фавре-Перрет обнаружил, что американские часы дешевы, их легко изготавливать и чинить, заменив неисправную деталь новой. Последнее обстоятельство повергло швейцарские компании в шок - они не верят в существование взаимозаменяемых деталей, ведь при ручном производстве это немыслимо. Тем не менее отреагировали они на ситуацию быстро. Отойдя от шока, швейцарцы срочно модернизировали предприятия, мечтая поскорее вернуть былое могущество на рынке. К этому времени у американских потребителей, гордящихся техническими достижениями своей страны, складывается нелестное мнение о качестве "отсталых" швейцарских часов - что на тот момент было, в общем-то, справедливо. Сегодня это звучит как анекдот, но чтобы легче проникнуть в Новый Свет и не смущать потенциального покупателя происхождением продукции, в тот момент швейцарские компании стали поставлять в штаты часы под псевдоамериканскими марками типа New York Central Watch, the Ohio Watch Co. и Pennsylvania Watch. В 1885 году истинное происхождение этих имен было публично раскрыто. Швейцарцы оказались в трудной ситуации, но продолжали упорно трудиться, наращивая производственные мощности и качество продукции.
      К началу XX столетия им удалось переломить ситуацию. Однако на пути импорта в США встали заградительные таможенные пошлины. Рецепт борьбы с ними был известен уже тогда: компании Bulova, Benrus, Gruen и Longines-Wittnauer открыли в США сборочное производство часов со швейцарскими механизмами. Швейцарцы, работая над качеством механизмов, одновременно вводят в свои часы все новые усовершенствования: появляются календари, хронографы, автоподзавод, водонепроницаемые часы. Швейцарские часы становятся компактнее, механизмы - надежнее и точнее, и к концу Второй мировой войны швейцарцам уже принадлежало 80% мирового рынка часов. А большинство американских компаний, образованных в XIX веке, к тому времени вышли из игры.
      Однако во второй половине XX века швейцарцы вновь столкнулись с сильнейшей конкуренцией со стороны американцев - на арену вышла фирма Timex. Эта компания пошла нетрадиционным путем: дорогие в то время камни в часах она заменила на бушоны, выполненные из твердых сплавов. Дешевизна при неплохом качестве, искусный маркетинг привели к тому, что в 1962-м на циферблате каждых третьих проданных в США часов красовался логотип Timex. К 1973-му эта марка занимает уже 45% американского рынка, на нее приходится 86% производимых в стране часов.
      В 70-х годах гегемонию Timex нарушила первооткрыватель кварцевой эры Seiko, и музыку во всем мире и на американском рынке в течение нескольких лет заказывают японцы, несмотря на героическое сопротивление "захватчикам" Pulsar и Timex. Но окончилась схватка за мировой рынок победой швейцарцев, которые в конце прошлого века начали позиционировать свои часы не просто как указатель времени, а прежде всего как элемент стиля жизни, символ статуса.

Made in где?

Diesel       Тем не менее сегодня в США достаточно много национальных часовых компаний, среди которых наиболее заметны Timex и Fossil. Каждая из них владеет несколькими брэндами. Так, под крылом компании Fossil находятся DKNY, Donna Karan, Diesel и Armani. Timex, объединяющий Nautika, Guess и Timberland, недавно добавил к этому списку французскую марку Орех. Кроме этих брэндов, Timex и Fossil производят еще и лицензионные марки.
      Говорить об "американской часовой промышленности" или "американских часовых компаниях" крайне сложно. Многие американские брэнды в последние годы сменили хозяев. Часто для проникновения на рынок США иностранные фирмы покупали местные марки. Так было с Hamilton, которая принадлежит сегодня швейцарскому концерну Swatch Group. Трудно определить национальность Bulova - прародителя электронно-механических часов. Seiko, изрядно намучившись в войне LED- и LCD-технологий в цифровых электронных часах с американским Pulsar, решила проблему оригинально - просто купила эту фирму.
      С другой стороны, фактически всю сборку своих часов американцы доверили странам Юго-Восточной Азии - Гонконгу, Филиппинам, Китаю и Корее. Едва ли не единственным предприятием часовой промышленности на территории США остается принадлежащий Timex завод по производству корпусов в Литтл-Рок. Между тем в Америке огромное количество энтузиастов, занимающихся коллекционированием и созданием собственных часов, порой - очень интересных.
      Лидер заокеанского часпрома - Timex - на своих фабриках ежегодно выпускает порядка 40 миллионов часов, что на треть больше общего объема выпуска всей часовой промышленности Швейцарии. Однако в основном это недорогие изделия: оборот компании составляет около 600 миллионов долларов. Объемы продаж других компаний не раскрываются.
      Американские концерны активно экспортируют свою продукцию. Так, часы Fossil продаются в 80 странах мира. Не отстает и Timex. За последние несколько лет фирма вышла на лидирующие позиции в Мексике, Канаде и Великобритании.
      В Польше, Чехии и Словении Timex делит первое место с Casio.


Любимые брэнды американок

      Чтобы лучше проиллюстрировать американский рынок часов, мы приводим список 100 самых любимых брэндов американских женщин в категории "Модная одежда и аксессуары", в которую входит группа "Часы и ювелирные изделия" (Fairchild 100). Он составлен по результатам исследования, проводившегося независимым агентством NPD по заказу издания "Что носят женщины". Исследование охватывало женщин в возрасте от 18 до 64 лет с доходом свыше 35 тысяч долларов в год.

Любимые брэнды американок

Каждый десятый

Guess

      США - самый большой на планете рынок часов. На долю американцев приходится каждый десятый отдаваемый за часы доллар в мире. За этот огромный пирог и идет нешуточная борьба между местными и зарубежными компаниями.
      У американского покупателя деньги есть, поэтому понятно желание продать ему часов как можно больше и дороже. С количеством получается, а вот с высокими ценами - с трудом. Часы для среднего американца - не столько символ респектабельности, сколько техническая "игрушка" или модный аксессуар. И в самом деле - купить Omega здесь может каждый. Поэтому американцы приобретают часы по принципу "все новинки". То есть средний американец скорее купит десять недорогих, но разных моделей, чем одну солидную. Что значит купить часы "раз и навсегда" - ему непонятно, ведь у большинства друзей и коллег - по пять-шесть часов стоимостью 50-200 долларов. Склонность к недорогим моделям демонстрируют даже самые богатые и известные люди страны: Билл Гейтс на всех фотоснимках появляется в Seiko, а президент Буш-младший подчеркивает привязанность к Timex.
      По обороту на американском рынке лидируют швейцарцы: годовой объем экспорта в США составляет в среднем 1 млрд долларов. Но по количеству проданных часов впереди Timex со своими популярными недорогими моделями. Исследование, проведенное консультационной организацией MVI Marketing Ltd, утверждает, что в США лучше продаются часы стоимостью ниже 50 долларов. Это косвенно подтверждают данные швейцарцев, которые составляют ежегодные рейтинги - сколько тратит житель той или иной страны на покупку швейцарских часов. Так вот Америка занимает в нем лишь 10-е место с результатом $278 за штуку (для примера, Россия - $363). Соответственно, и японские часы представлены на американском рынке не самыми дорогими моделями.
Guess       Часы в США непросто выделить в отдельную товарную группу. Местная специфика состоит в том, что рынок часов очень тесно связан с рынком спортивных, модных и технических товаров - гораздо теснее, чем, например, в Европе. У данного явления две подоплеки.
      С одной стороны, на рынке США, как нигде в мире, популярна идеология "часы для каждого". Это означает не только, что они должны быть доступны всем слоям населения, но и то, что люди разных профессий и увлечений должны иметь разные, ориентированные на их нужды часы: будь ты спортсмен, бизнесмен или врач. Местные часовые компании прекрасно знают это и позиционируют свои модели очень узко и конкретно. Поэтому-то на рынке присутствуют часы для маленьких детей и посетителей дискотек, альпинистов и шоферов и так далее. Только здесь считают целесообразным выпускать специальные часы отдельно для любителей путешествий по воде, прыгунов в воду и пловцов. Такой подход дает возможность покупателю иметь разные часы для разных жизненных ситуаций: для визита в ресторан - одни, для прогулки в лес - другие, для работы в офисе - третьи.
      С другой стороны, американцы весьма неравнодушны к fashion-брэндам в целом и часовым в частности. И хотя "моду на модные часы" установили швейцарцы, американские fashion-часы на родине популярнее, потому что они дешевле. В США охотнее купят вещицу, на которой стоит известное американское имя - например, Guess или Diesel. А ситуация такова, что все более или менее известные компании, специализирующиеся на производстве одежды, аксессуаров или спортинвентаря, считают своим долгом выпускать собственные часы. В моду вошла тенденция подбирать к одежде или обуви определенной марки аксессуары той же марки: к костюму от Reebok необходимо надевать часы Reebok, и с этим ничего не поделаешь. Любое fashion-изделие выходит из моды через год-два, после чего его необходимо обновлять, что проще сделать, когда вещь недорогая.
      Словом, американский рынок - особый рынок, со своей спецификой. Это накладывает отпечаток и на продукцию американских часовых фирм. Следуя сложившимся запросам потребителей, каждая из них старается иметь свое лицо, достаточно ярко выраженное. Однако богатство идей и дизайнерских решений превращает явление под названием "американские часы" в своего рода уникум. При всем их разнообразии в чем-то они удивительно похожи друг на друга. Так же как и американские автомобили.







Часовой бизнес №1/2003


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Обзор часовых премьер Базеля и Женевы ...XXI век настоятельно требует оригинальных решений, и, наконец-то, вот они, спешите видеть! Их не так много, как, возможно, нам хотелось бы, но их несколько, и они появились одновременно, что, несомненно, свидетельствует о рождении новой тенденции.
Время на экране Daniel JeanRichard — первая швейцарская мануфактура промышленного уровня, носящая имя своего основателя, гениального часовщика-самоучки XVII века — продолжает создавать часы самого высокого класса по классическим традициям и авангардным технологиям.
Вес воздуха и вкуса Казалось бы, барометр нужен в основном морякам. Однако он давно уже обжился в гостиных и кабинетах людей, знающих толк в дизайне, ведь этот прибор — важный элемент интерьера.
Cuervo y Sobrinos В мире, где течение времени соизмеримо со скоростью летящих болидов или с суетливой чередой сменяемых друг друга мод, где безраздельно властвует хай-тек, Cuervo у Sobrinos живет в ритме старой Гаваны, томной и пленительной.
© 2007 «TimeWay»