Главная Статьи Ремонт "женских" механизмов ETA
 
РЕМОНТ

РЕМОНТ "женских" механизмов ЕТА


Большой процент всех кварцевых часов, попадающих в ремонт, составляют женские модели. Самыми распространенными среди них являются механизмы известной фирмы ЕТА. Рассмотрим некоторые из них.


       Модель 802.101 (400.101) встречается повсеместно. Ее платина и мост выполнены из пластмассы и, очевидно ввиду дешевизны изготовления, ее взяли "на вооружение" многочисленные китайские производители. Причем, если в оригинале мост крепится к платине винтом (в старых моделях - под специальный ключ), то азиатские фирмы не утруждают себя, используя обыкновенные заклепки. Главный недостаток механизма - "мягкость" платины. Вместо бочонка на грани находятся зубья для перевода стрелок. Зачастую именно они "разбивают" посадочное место "грани" в платине, в результате чего нарушается режим перевода стрелок. Эта поломка не поддается ремонту: требуется замена платины.
       Модификация 802.111 (400.111) - аналогична калибру 802.101 (400.101) с добавленным календарный блоком.
Механизмы 976.001, 978.002        Механизмы 980.003, 980.106 и 980.153 устанавливают как в женские, так и в мужские модели часов. В механизме 980.003 (с семью камнями и пятисекундным импульсом) чаще всего отказывает электронный блок. Нередко разбалтывается и соскакивает вексельное колесо, которое имеет высокий триб. Однако ремонт такого повреждения не представляет труда. Бывает, что контактная площадка на катушке приклеена недостаточно надежно: при сборке она проворачивается вместе с крепежным винтом, и провода катушки рвутся.
       Механизм 980.106 имеет центральную секундную стрелку, и, соответственно, другое соотношение количества зубьев в колесах. Микросхема существенно надежней, чем в 980.003. Только "кварц" приходится чаще менять, нежели весь электронный блок.
       В механизм 980.153 добавлен "приставной ход" - система колес, вынесенная под отдельный мост. Количество камней увеличено до одиннадцати. Электронный блок (как и в механизме 980.106) работает в секундном режиме, но секундная стрелка расположена на дополнительном циферблате над меткой "6 часов". Из-за большего количества колес резко возрастает потребность механизма к смазке. При сборке всегда необходимо следить, чтобы все оси колес попали в свои посадочные места (в этом помогает специальная точка на мосту). Механизмы980.153 и 980.106 (их часто называют 13 калибром, по аналогии с нашим 1356) имеют целый ряд взаимозаменяемых деталей: рычаги, грани, бочонки, катушки.
Механизмы 802.111, 980.153        Многие фирмы предпочитают механизмы 801.004 (578.004, 978.002, 578.002) и 976.001. В них шесть камней, а микросхема работает в двадцатисекундном режиме. При попадании влаги в первую очередь коррозии подвергается переводной рычаг, а вексельное колесо и бочонок намертво "привариваются" к грани. Для замены вытяжки приходится выпрессовывать штифт со шляпкой, иначе гнутся рычаги, и бочонок не доходит до промежуточного колеса. Частые отказы электронных блоков влекут за собой необходимость их замены. Колесная система надежна, и ее поломки крайне редки. Механизмы различаются толщиной и соответственно высотой колес. Калибр 976.001 несколько тоньше, и его электронный блок не накрывает, а огибает мост, находясь с ним на одном уровне. При внешней схожести эти механизмы различны, и детали в них не взаимозаменяемы.
       Довольно часто мне приносили часы с подобным механизмом, утверждая, что они только из ремонтной мастерской, но почему-то продолжают отставать и останавливаться. Механизм всегда был исправен и смазан, и я долго ломал голову, пока не разобрался в чем же дело. Чтобы часовое колесо не поднималось и не выходило из-за зацепления с вексельным колесом, мастера зачастую подгибают на нем пружинящую фольгу. В этом случае фольга просто зажимает часовое колесо между циферблатом и платиной, и часы "встают".
Механизм 901.101        901.001, 902.101, 902.505. Один или четыре камня. Самое их "тонкое место" - вытяжка, носик-толкатель которой часто ломается. Вексельное колесо изготовлено из стали, поэтому при контакте с водой быстро ржавеет. В этом случае при попытке скорректировать время ломается ось вексельного колеса в платине. Нередко ломается и грань. В последних модификациях ротор - пластмассовый, и надо помнить об этом при сборке, так как цапфы ротора очень нежны. Сверху электронный блок закрыт металлической пластиной, и один из крепежных винтов расположен в непосредственной близости от открытой катушки, поэтому в моделях 902.101 и 902.505 нужно быть особенно внимательным, чтобы при разборке часов ее не повредить.
        Механизм 282.001 фирмы ЕТА с 13 камнями, как правило, ставят в дорогие часы. Это ультратонкий механизм, толщина платины с мостом - всего 1,3 мм. Электронный блок работает в двенад-цатисекундном режиме. Механизм комплектуется фигурной пленочной прокладкой (со стороны циферблата) со специальным вырезом под камни. Она выполняет две функции: изолирует минусовой контакт от соприкосновения с циферблатом и оставляет минимальный зазор между платиной и циферблатом, чтобы не растекалось масло. Главная опасность, подстерегающая мастера при разборке, - это соскальзывание отвертки со шлица винта-эксцентрика крепления ножки циферблата. Оно может повлечь повреждение проводов чуть ли не полностью открытой катушки. В этой модели часовое колесо расположено не под циферблатом, а под мостом на платине. Ввиду миниатюрности калибра разработчики отказались от фрикциона для корректировки времени, и перевод стрелок осуществляется вместе со всей колесной системой. Между минутным и часовым колесом, на минутном трибе находится пружинящая шайба, служащая для устранения вертикального люфта минутной стрелки, - о ней не надо забывать. При попадании влаги, в первую очередь ржавеет минутный триб, он "клинит" часовое колесо, часы "встают", и в момент перевода стрелок ломаются зубья часового колеса. Не следует прилагать при сборке излишних усилий к винту, чтобы не вывернуть очень тонкостенные стойки крепления статора из платины.

Примечания

       Правильное название "грани" - заводной вал, однако, оно тоже не совсем верно, ведь в кварцевых часах заводной пружины нет и, значит, заводить нечего. При заказе фурнитуры нередко используется термин "монтажная грань", означающий вал с очень длинной резьбой, который потом подгоняется под конкретный корпус.
       "Бочонок" - это кулачковая муфта, деталь в форме бочки, двигающаяся по заводному валу и имеющая зубчики для перевода стрелок.
       Обозначения в скобках - устаревшие маркировки данного механизма.

Часовой бизнес №6 2001


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Antiquorum подводит итоги весеннего сезона 14 июня в нью-йоркском отеле The Grand Havana Room прошли очередные, последние на момент выхода журнала торги аукционного дома Antiquorum, на которых выставлялись настольные, карманные и наручные часы из частных коллекций, а также часовые инструменты.
Franck Muller Watchland. В Стране наручных часов... Невозможно назвать ни одной другой швейцарской часовой марки, которой удалось бы за короткий промежуток времени развиться из маленького предприятия одного талантливого часовщика в настоящую часовую империю, как это произошло с Franck Muller. Сегодня она носит гордое звание Страна Часов (Watchland).
«Люксэкспо». Оператор нового типа Создание компании «ЛюксЭкспо» означает гораздо большее, чем появление на свет еще одной оптовой фирмы. Благодаря уникальной «родословной» она вполне может стать поворотным пунктом в развитии российского рынка
Хит Парад Zenith «Горячая десятка» Zenith — торжество энтузиазма и харизмы ее президента Тьерри Натафа и концепции, по которой под его руководством развивается одна из самых старейших и именитых швейцарских мануфактур.
© 2007 «TimeWay»