Главная Статьи Q&Q. Сохранить систему
 

Q&Q


Сохранить систему


текст: Александр СЕРГЕЕВ, «Группа «Август»


Серьезное сокращение продаж часов Q&Q представляет собой проблему не только для производителя. Через пару лет это может привести к значительному сужению часового рынка в целом




ИМЯ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ


Рассказывать, что такое Q&Q, читателям профессионального часового журнала, скорее всего, излишне. Не зря в 90-х этот брэнд заслужил звание «народного» и стал в каком-то смысле именем нарицательным. Однако сегодня, пожалуй, стоит вспомнить, благодаря чему марка завоевала такую популярность.


Вряд ли есть в мире другой часовой брэнд, название которого так точно отражает его суть. «Количество и качество» в часах Q&Q действительно соединены оптимальным образом. Концерн Citizen, которому принадлежит марка Q&Q, славится как производитель самых надежных механизмов в мире, и огромное число часовых компаний во многих странах мира отдает предпочтение именно «моторчикам» Miyota. Благодаря использованию этих механизмов и серьезному отношению к качеству, доля рекламаций в Q&Q никогда не поднималась выше 0,5% — рекордный результат для отрасли. «Продал-забыл» — так отзывалась об этих часах торговля. Таким же рекордным по ширине является и модельный ряд марки: около 3500 референций, среди которых можно найти все стилевые направления — детские и дизайнерские, спортивные и классические, стрелочные и цифровые часы. При этом ежемесячно коллекция пополняется сотнями новых моделей. Для очень многих россиян именно с «кукушек» начинался путь в мир более дорогих и престижных часов.


Но если два года назад продукция Q&Q занимала до 40% витрин в российских часовых магазинах, то сегодня ее ассортимент и доля на прилавках стремительно сузились.


ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД


Первоначально полки с Q&Q проредились из-за того, что оптовики стали перестраивать свои логистические схемы и на некоторое время приостановили поставки товара. Однако за последний год регулярные поставки Q&Q в Россию возобновились. А вот в розничной торговле изменений не видно. Однажды сократив закупки этой марки, магазины не спешат восстанавливать прежние обороты. В качестве причин они называют резкое, почти двукратное повышение цен на часы и наличие «черного» импорта.


Подорожание — причина веская, но не достаточная для того, чтобы какой-то товар или марка ушли с рынка. Особенно в России, где мы видим стремительный рост цен на все. За те же два года недвижимость подорожала куда больше, чем Q&Q, однако спрос на квартиры не стал меньше. Цены на бензин и одежду тоже не стоят на месте, но голых на улицах не видно, ездить меньше тоже не стали. Вы скажете — это все продукты первой необходимости. Хорошо, приведу пример еще более «ненужного» товара, чем часы: театральные билеты. Они тоже поднялись в цене в разы, но залы не пустуют. Да и применительно к часам все отмечают рост спроса на более дорогие марки и модели. Получается, что хотя наше население жалуется на повсеместный рост цен, но в результате довольно спокойно «проглатывает» его. И подорожание Q&Q не могло стать единственной причиной фактического ухода марки с рынка. «Черный» импорт несколько осложняет работу магазинов, но поступающий по этим каналам товар ни по объемам, ни тем более по ассортименту не может делать погоду на рынке. Да и возросший в последние годы риск вряд ли оправдывает разницу в цене.


Ссылки на падение спроса также справедливы лишь отчасти. Часы Q&Q по-прежнему имеют огромную целевую группу покупателей. Это жители регионов, небогатые горожане, желающие, однако, приобретать качественный товар по разумной цене. А с появлением в ассортименте марки броских фэшн-моделей круг потенциальных покупателей существенно расширился. Практика работы магазинов, которые не уменьшили долю Q&Q в ассортименте, показывает — спрос на эти часы есть, и довольно хороший.


Что же еще повлияло на изменение ситуации? Почему же так сильно сократилась доля «кукушек» на витринах?


ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ


Если повышение цен и сказалось на чем-то, то прежде всего на отношении к марке со стороны владельцев магазинов. Давайте примем как факт: «мирное население» не имеет понятия о том, какие цены должны быть на те или иные марки часов. А вот специалисты, работающие на рынке, очень чутко реагируют на любые изменения прайс-листов, особенно тогда, когда марка выходит за привычные ценовые границы. Более того, повышение оптовиками цен многие владельцы магазинов рассматривают как личную обиду и даже не пытаются понять, каковы на самом деле причины происходящих изменений. Объяснения оптовиков, что, согласно таможенному законодательству, даже при ввозе часов стоимостью $0 в России они будут стоить 3 евро + 18% НДС + стоимость доставки, итого — 4,5 евро, не возымели действия. Опираясь на собственное мнение и амбиции, розница приняла решение за покупателя: хочет он такие часы или нет.


Безусловно, мнение владельцев магазинов отчасти оправдано. Продавать Q&Q стало чуть сложнее, чем раньше. Но давайте посмотрим, что мы имеем в итоге.


МИНУС МИЛЛИОН?


Кто-то скажет, что падение продаж Q&Q — проблема производителя и дистрибьюторов, а он, мол, более-менее успешно заменил ее на другие марки, недавно вышедшие на рынок. Но раз уж мы говорим о бизнесе, давайте поупражняемся с калькулятором. По оценкам экспертов, три-четыре года назад в России продавалось более 100 000 штук «кукушек» в месяц. Сегодня это количество упало почти в пять раз. Итого, в течение года российские часовые магазины продадут на 960 000 штук часов меньше, чем раньше! Большинство из нас не задумываются об этом, но Q&Q — это колосс, системообразующий брэнд. Ни один существующий сегодня на рынке брэнд, даже все они в сумме, не перекроют этот миллион. К тому же практически все марки, которые дешевле Q&Q или сопоставимы с ней по цене, значительно уступают ей в качестве. И отказ торговли от Q&Q ведет к неизбежному сжатию рынка.


Часы — товар не первой необходимости. Если человек не видит их некоторое время, он перестает даже думать о часах и выпадает из разряда потенциальных покупателей. Не имею точных цифр, но рискну предположить, что среди тех, кто мог бы купить Q&Q и не сделал этого ввиду ограничения предложения, сложится следующая картина: около 15% приобретут часы более дорогих по классу марок, процентов 30—40 выберут что-то аналогичное по цене (и, как говорил, худшее по качеству), а остальные 50% не купят ни-че-го... Приведенные цифры показывают, что число людей, которые носят часы, через год уменьшится на полмиллиона. А через несколько лет мы придем к тому, что доля людей, носящих часы, сократится с нынешних 48—51% до 20—25%. А теперь вопрос: как в этих условиях будет чувствовать себя ваш бизнес?


Что бы мы ни говорили про смещение спроса вверх, доступные часы нужны для долгосрочной стабильности рынка. Не бывает такого, чтобы первыми часами у человека стали Patek Philippe. И та же Swatch Group, хотя и развивает дорогие марки, не просто так продолжает выпускать Swatch и Tissot. Миссия этих брэндов гораздо важнее, чем просто принести прибыль: они вовлекают человека в мир часов.


САМУРАИ НЕ СДАЮТСЯ


Пока ситуация больнее всего ударила по производителю. И к счастью для всех нас, японцы не собираются сдаваться без боя. В сентябре стартовала масштабная рекламная кампания в поддержку брэнда. Всю осень ролики Q&Q будут выходить на телеканале ТНТ в передачах «Камеди Клаб» и «Наша Russia». В ноябре-декабре реклама марки появится в высокотиражных журналах. Компания готовит ряд новых коллекций специально для российского рынка. Все это обещает повысить интерес покупателей к марке и вернуть ее на витрины.


Тем более что большинство опасений владельцев магазинов на поверку напрасны. Повышение цен коснулось не только Q&Q, но и всех без исключения брэндов. В процессе корректировок на некоторое время действительно возникал дисбаланс позиций марок, но сегодня Q&Q опять занимает место наиболее доступных часов. Никуда не делось и знаменитое качество: нареканий не вызывают ни механизмы, ни корпуса часов, что является больным местом многих недорогих фэшн-марок. Благодаря значительно обновившемуся за последнее время ассортименту, появлению множества ярких моделей, марка опять вне конкуренции с точки зрения товара и способна привлечь в ряды «часовла-дельцев» новые группы покупателей.


Объемы нелегального импорта будут сокращаться, и дешевых контрабандных часов часов в России не будет. Об этом говорит общероссийская тенденция к упорядочиванию импорта, проявляющаяся во всех сферах бизнеса. К тому же только официальные дистрибьюторы в состоянии предложить полный ассортимент и квалифицированное сервисное обслуживание: те же, кто пользуется другими каналами, будут вынуждены обходится лишь частью моделей.


Анализ показателей магазинов, сохранивших хороший ассортимент Q&Q, дает интересные результаты. Из-за общего тренда на рынке по сравнению с 2004 годом количество продаваемых недорогих часов несколько снизилось, примерно на 20%. В то же время выручка оказалась на 50% больше. Недорогие часы по-прежнему востребованы покупателем, и дело лишь за ассортиментом. При наличии выбора часы Q&Q будут приносить оборот и прибыль. Не надо рыть яму своему бизнесу и думать за покупателей - надо предлагать товар, который они реально ждут.




 


"Часовой бизнес" №5 2007

 



СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

IWC Portuguese FA. Jones Португальцы, представлявшие морской флот своей страны, поставили перед швейцарскими часовщиками непростую задачу: они хотели, чтобы часы обладали точностью морских хронометров.
Tourbillon Во французском языке есть выражение CREME DE LA CREME, что можно перевести как «лучшее из лучшего».
Итальянское изящество Четко сформулированная стратегия, снижение количества коллекций до оптимального, большое число вариаций каждой модели, продуманный дизайн и моментально узнаваемый стиль - вот далеко не полный перечень "секретов" Lorenz.
Непридуманное чудо He люблю кошек и оливки. А еще... часы. Вернее, не любила. И старалась их не носить. Сплошная маета: заводи их, не мочи, не роняй. Опять же, тикают они, громко и противно. И вообще - мешают наслаждаться жизнью. Но недавно все изменилось.
© 2007 «TimeWay»