Главная Статьи Q&Q. Сохранить систему
 

Q&Q


Сохранить систему


текст: Александр СЕРГЕЕВ, «Группа «Август»


Серьезное сокращение продаж часов Q&Q представляет собой проблему не только для производителя. Через пару лет это может привести к значительному сужению часового рынка в целом




ИМЯ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ


Рассказывать, что такое Q&Q, читателям профессионального часового журнала, скорее всего, излишне. Не зря в 90-х этот брэнд заслужил звание «народного» и стал в каком-то смысле именем нарицательным. Однако сегодня, пожалуй, стоит вспомнить, благодаря чему марка завоевала такую популярность.


Вряд ли есть в мире другой часовой брэнд, название которого так точно отражает его суть. «Количество и качество» в часах Q&Q действительно соединены оптимальным образом. Концерн Citizen, которому принадлежит марка Q&Q, славится как производитель самых надежных механизмов в мире, и огромное число часовых компаний во многих странах мира отдает предпочтение именно «моторчикам» Miyota. Благодаря использованию этих механизмов и серьезному отношению к качеству, доля рекламаций в Q&Q никогда не поднималась выше 0,5% — рекордный результат для отрасли. «Продал-забыл» — так отзывалась об этих часах торговля. Таким же рекордным по ширине является и модельный ряд марки: около 3500 референций, среди которых можно найти все стилевые направления — детские и дизайнерские, спортивные и классические, стрелочные и цифровые часы. При этом ежемесячно коллекция пополняется сотнями новых моделей. Для очень многих россиян именно с «кукушек» начинался путь в мир более дорогих и престижных часов.


Но если два года назад продукция Q&Q занимала до 40% витрин в российских часовых магазинах, то сегодня ее ассортимент и доля на прилавках стремительно сузились.


ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД


Первоначально полки с Q&Q проредились из-за того, что оптовики стали перестраивать свои логистические схемы и на некоторое время приостановили поставки товара. Однако за последний год регулярные поставки Q&Q в Россию возобновились. А вот в розничной торговле изменений не видно. Однажды сократив закупки этой марки, магазины не спешат восстанавливать прежние обороты. В качестве причин они называют резкое, почти двукратное повышение цен на часы и наличие «черного» импорта.


Подорожание — причина веская, но не достаточная для того, чтобы какой-то товар или марка ушли с рынка. Особенно в России, где мы видим стремительный рост цен на все. За те же два года недвижимость подорожала куда больше, чем Q&Q, однако спрос на квартиры не стал меньше. Цены на бензин и одежду тоже не стоят на месте, но голых на улицах не видно, ездить меньше тоже не стали. Вы скажете — это все продукты первой необходимости. Хорошо, приведу пример еще более «ненужного» товара, чем часы: театральные билеты. Они тоже поднялись в цене в разы, но залы не пустуют. Да и применительно к часам все отмечают рост спроса на более дорогие марки и модели. Получается, что хотя наше население жалуется на повсеместный рост цен, но в результате довольно спокойно «проглатывает» его. И подорожание Q&Q не могло стать единственной причиной фактического ухода марки с рынка. «Черный» импорт несколько осложняет работу магазинов, но поступающий по этим каналам товар ни по объемам, ни тем более по ассортименту не может делать погоду на рынке. Да и возросший в последние годы риск вряд ли оправдывает разницу в цене.


Ссылки на падение спроса также справедливы лишь отчасти. Часы Q&Q по-прежнему имеют огромную целевую группу покупателей. Это жители регионов, небогатые горожане, желающие, однако, приобретать качественный товар по разумной цене. А с появлением в ассортименте марки броских фэшн-моделей круг потенциальных покупателей существенно расширился. Практика работы магазинов, которые не уменьшили долю Q&Q в ассортименте, показывает — спрос на эти часы есть, и довольно хороший.


Что же еще повлияло на изменение ситуации? Почему же так сильно сократилась доля «кукушек» на витринах?


ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ


Если повышение цен и сказалось на чем-то, то прежде всего на отношении к марке со стороны владельцев магазинов. Давайте примем как факт: «мирное население» не имеет понятия о том, какие цены должны быть на те или иные марки часов. А вот специалисты, работающие на рынке, очень чутко реагируют на любые изменения прайс-листов, особенно тогда, когда марка выходит за привычные ценовые границы. Более того, повышение оптовиками цен многие владельцы магазинов рассматривают как личную обиду и даже не пытаются понять, каковы на самом деле причины происходящих изменений. Объяснения оптовиков, что, согласно таможенному законодательству, даже при ввозе часов стоимостью $0 в России они будут стоить 3 евро + 18% НДС + стоимость доставки, итого — 4,5 евро, не возымели действия. Опираясь на собственное мнение и амбиции, розница приняла решение за покупателя: хочет он такие часы или нет.


Безусловно, мнение владельцев магазинов отчасти оправдано. Продавать Q&Q стало чуть сложнее, чем раньше. Но давайте посмотрим, что мы имеем в итоге.


МИНУС МИЛЛИОН?


Кто-то скажет, что падение продаж Q&Q — проблема производителя и дистрибьюторов, а он, мол, более-менее успешно заменил ее на другие марки, недавно вышедшие на рынок. Но раз уж мы говорим о бизнесе, давайте поупражняемся с калькулятором. По оценкам экспертов, три-четыре года назад в России продавалось более 100 000 штук «кукушек» в месяц. Сегодня это количество упало почти в пять раз. Итого, в течение года российские часовые магазины продадут на 960 000 штук часов меньше, чем раньше! Большинство из нас не задумываются об этом, но Q&Q — это колосс, системообразующий брэнд. Ни один существующий сегодня на рынке брэнд, даже все они в сумме, не перекроют этот миллион. К тому же практически все марки, которые дешевле Q&Q или сопоставимы с ней по цене, значительно уступают ей в качестве. И отказ торговли от Q&Q ведет к неизбежному сжатию рынка.


Часы — товар не первой необходимости. Если человек не видит их некоторое время, он перестает даже думать о часах и выпадает из разряда потенциальных покупателей. Не имею точных цифр, но рискну предположить, что среди тех, кто мог бы купить Q&Q и не сделал этого ввиду ограничения предложения, сложится следующая картина: около 15% приобретут часы более дорогих по классу марок, процентов 30—40 выберут что-то аналогичное по цене (и, как говорил, худшее по качеству), а остальные 50% не купят ни-че-го... Приведенные цифры показывают, что число людей, которые носят часы, через год уменьшится на полмиллиона. А через несколько лет мы придем к тому, что доля людей, носящих часы, сократится с нынешних 48—51% до 20—25%. А теперь вопрос: как в этих условиях будет чувствовать себя ваш бизнес?


Что бы мы ни говорили про смещение спроса вверх, доступные часы нужны для долгосрочной стабильности рынка. Не бывает такого, чтобы первыми часами у человека стали Patek Philippe. И та же Swatch Group, хотя и развивает дорогие марки, не просто так продолжает выпускать Swatch и Tissot. Миссия этих брэндов гораздо важнее, чем просто принести прибыль: они вовлекают человека в мир часов.


САМУРАИ НЕ СДАЮТСЯ


Пока ситуация больнее всего ударила по производителю. И к счастью для всех нас, японцы не собираются сдаваться без боя. В сентябре стартовала масштабная рекламная кампания в поддержку брэнда. Всю осень ролики Q&Q будут выходить на телеканале ТНТ в передачах «Камеди Клаб» и «Наша Russia». В ноябре-декабре реклама марки появится в высокотиражных журналах. Компания готовит ряд новых коллекций специально для российского рынка. Все это обещает повысить интерес покупателей к марке и вернуть ее на витрины.


Тем более что большинство опасений владельцев магазинов на поверку напрасны. Повышение цен коснулось не только Q&Q, но и всех без исключения брэндов. В процессе корректировок на некоторое время действительно возникал дисбаланс позиций марок, но сегодня Q&Q опять занимает место наиболее доступных часов. Никуда не делось и знаменитое качество: нареканий не вызывают ни механизмы, ни корпуса часов, что является больным местом многих недорогих фэшн-марок. Благодаря значительно обновившемуся за последнее время ассортименту, появлению множества ярких моделей, марка опять вне конкуренции с точки зрения товара и способна привлечь в ряды «часовла-дельцев» новые группы покупателей.


Объемы нелегального импорта будут сокращаться, и дешевых контрабандных часов часов в России не будет. Об этом говорит общероссийская тенденция к упорядочиванию импорта, проявляющаяся во всех сферах бизнеса. К тому же только официальные дистрибьюторы в состоянии предложить полный ассортимент и квалифицированное сервисное обслуживание: те же, кто пользуется другими каналами, будут вынуждены обходится лишь частью моделей.


Анализ показателей магазинов, сохранивших хороший ассортимент Q&Q, дает интересные результаты. Из-за общего тренда на рынке по сравнению с 2004 годом количество продаваемых недорогих часов несколько снизилось, примерно на 20%. В то же время выручка оказалась на 50% больше. Недорогие часы по-прежнему востребованы покупателем, и дело лишь за ассортиментом. При наличии выбора часы Q&Q будут приносить оборот и прибыль. Не надо рыть яму своему бизнесу и думать за покупателей - надо предлагать товар, который они реально ждут.




 


"Часовой бизнес" №5 2007

 



СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Chopard Рывок в развитии часового Дома, достигнутый за счет выпуска сложных моделей, оборудованных калибрами L.U.C, не стал для марки поводом «почивать на лаврах». Chopard не только улучшает и модернизирует уже имеющиеся механизмы, но также уверенно осваивает новые рубежи.
Секрет победы - Seiko! Победный для россиян чемпионат мира по легкой атлетике в закрытых помещениях состоялся в марте в Москве во многом благодаря японскому концерну SEIKO.
Восток. Новое лицо Полтора года почти полной тишины на Чистопольском часовом заводе «Восток» закончились: на выставке МЧС-2007 предприятие продемонстрировало принципиально новую современную продукцию.
Carl F. Bucherer - Стиль для независимых! Один из самых респектабельных швейцарских ювелирно-часовых домов Carl F. Bucherer прислал в Москву свои последние коллекции, в том числе и самые интересные новые модели дамских часов.
© 2007 «TimeWay»