Главная Статьи Пять квадратных хронографов
 

Соревнования хронометров

 ПЯТЬ КВАДРАТНЫХ ХРОНОГРАФОВ

 Герхард Клауссен, фото Райнер Фромм

 Как ни покажется это странным и парадоксальным, но часы в корпусах прямоугольной или квадратной формы имеют много общего с устрицами, автомобилями ярких цветов и фольклорной музыкой: их или страстно любят, или напрочь отвергают, удивляясь тому, как их вообще можно любить. Причем отрицание имеет под собой достаточно убедительную аргументацию.


Удивительно, что квадратные хронометры - в особенности хронографы - всегда имели статус периферийного явления внутри огромного разнообразия моделей в часовой промышленности. Их угловатость, несовместимая с традиционной классикой, постоянно оставляла эти часы в меньшинстве, при этом они представляли особый интерес для любителей изысков, которым не хотелось бы затеряться в необозримой толпе владельцев круглых часов. Только настоящие знатоки, гурманы способны оценить и неповторимую в своей геометрии форму корпуса, и переход от часов к ремешку, который ни у какой другой формы не происходит так плавно, как у прямоугольного корпуса. Ни один циферблат наручных часов - в рамках пространства, ограниченного заданными размерами, - не предоставляет больше места для расположения указателей. К сожалению, этим преимуществом до недавнего времени в полной мере пользовались лишь конструкторы Roger Dubuis, которые научились максимально плотно использовать довольно большую площадь циферблата квадратных часов, вплоть до самых углов, применив для этого фасонный механизм квадратной формы. Если кто-то считает квадратный корпус немужественным, то такие модели, как Саггёе от Louis Erard или Squarematic от Schaumburg Watch заставят его пересмотреть взгляды. Часы квадратной формы не лишены спортивного характера, это качество показывают, например, такие модели как BR 01-94 от Bell & Ross или Classe Royale от Edox. Часы Х2 Co-Axial от Omega в свою очередь окажутся удачной находкой для современного мужчины с разносторонними интересами - если только он не имеет ничего против квадратных часов... Но аргументы любителя устриц не убедят того, кто считает сырое мясо в устричных раковинах неаппетитным, а тех, кто носит круглые часы, будет нелегко склонить в пользу квадратных корпусов. Но, может быть, представленные в этой статье пять «угловатых часов» смогут привлечь в лагерь меньшинства нескольких новых членов?

Самолетные часы на руке

Мода на массивные корпусы, захватившая мир в последние годы, не обошла стороной и квадратные хронографы. Замечательный тому пример - модель BR 01 от Bell & Ross, размеры ее квадратного корпуса со стороной в 46 мм превосходят все описываемые нами часы.

Как и другие бренды, молодая французская марка не упускает возможности подчеркивать свою связь с авиацией. Поэтому в парижском бюро Bell & Ross, что расположилось вблизи Елисейско-го дворца, с пристрастием используют в рекламных и маркетинговых целях фотографии элегантных пилотов военной авиации, на руках которых можно увидеть часы Bell & Ross. Причастность к авиации совершенно особым образом выражается в модельной линии BR 01, которая была представлена в 2005 году. Все модели этой серии, как все часы этой марки, производятся в Швейцарии. При виде версии BR 01 -94 с полным основанием можно усомниться в принадлежности этих часов к квадратным. Формально корпус сохраняет все признаки квадрата: равновеликие стороны вороненого корпуса и вдобавок к нему прямоугольные хронографические кнопки. Однако, у истинно квадратных часов предполагается еще и наличие квадратного циферблата. Но дизайнеры BR 01-94 отступили от правил и наделили модель традиционным круглым циферблатом. Их выбор понятен: они стремились придать хронографу вид классических бортовых часов. Заметим, что бортовые часы, которые, к сожалению, пали жертвой кварцевых технологий, крепились винтами к приборной доске и заводились посредством выступавшей из корпуса вперед заводной головки.

Четыре винта с большими головками закрепляют переднюю часть корпуса типа Monocoque. Заводной валик, который, как обычно, выступает сбоку, при такой конструкции корпуса состоит из нескольких частей. Чтобы открыть часы, часовой мастер должен вытянуть из корпуса ввинченный в заводную головку конец валика, в то время как рабочая часть заводного валика остается в механизме. Необыкновенно широкие и поэтому наилучшим образом подходящие для нанесения порядочного слоя люминесцентного вещества стрелки, как и очень заметные часовые метки и цифры, легко считываются даже в темноте. Снабженные завинчивающейся заводной головкой, часы сохраняют водонепроницаемость до 30 метров глубины, или до 3 атмосфер Конструкция корпуса, при которой съемные ушки для крепления ремешка вставляются в корпус с боков и привинчиваются с задней стороны, позволяют хитроумно использовать тяжеловесные наручные часы в качестве настольных. Для этой метаморфозы нужно только снять ушки для ремешка, а роль подставки сыграют цоколь у нижнего края (на уровне цифры «6») и вставка с верхней стороны. Для использования часов по их первоначальному назначению, то есть в качестве наручных, предлагается выбор ремешков из каучука и синтетической ткани. Последний значительно легче и, кроме того, имеет преимущество плавного изменения длины, что также подчеркивает и профессиональный характер часов. Необычно большие размеры и значительный вес (172 грамма) хронографа Bell & Ross предопределяют его ношение на солидных мужских запястьях. Кроме того, их углы и нескошенные края требуют готовности смириться с некоторым неудобством. Это неудобство, однако, окупается чувством, что вы носите на руке приборные часы, которых трудно найти аналог на все пространстве современного часового рынка.


Мнение автора:

Плюсы:

- мягкий, застегивающийся на липучку ремешок
- чрезвычайно удобное получение информации с циферблата
- оригинальная возможность использования этих наручных часов как настольных

Минусы:

- из-за больших размеров несколько неудобны в обращении
- тугие кнопки хронографа
- тяжелые


Квадратура круга

Редко в дизайне наручных часов циферблат и корпус составляют одно целое так, как это достигнуто у модели Classe Royale Grand Chronograph от Edox. С помощью этого хронографа можно объяснить ребенку, как именно круг вписывается в квадрат, а квадрат - в круг. Удивительное впечатление производят эти часы на смотрящего на них человека. Во-первых, оно возникает от широкого двухцветного ранта. Он составлен в виде инкрустации из полированной до зеркального блеска стали, черного слоя поливиниленхлорида и плоскостей с черным поливиниленхло-ридным покрытием. PVD - это запатентованный способ (Physical Vapor Deposition), который применяется для покрытия металлических плоскостей. По сравнению с другими способами он обеспечивает особенно хорошие физико-механические свойства (твердость и большую устойчивость к внешним повреждениям типа царапин).

Темные полосы вливаются в квадратный рант, который по сути является зажимом стекла, и визуально кажутся продолжением пятиминутных меток на покрытом черным матовым лаком циферблате. Этот эффект особенно удивителен, так как метки выполнены из стали и покрыты ярко-белой лакированной эмалью. Такой продуманный подход к исполнению свидетельствует о любви к деталям и способности радоваться оригинальным находкам. И еще маленькая подробность, подтверждающая истину сказанного выше: на белых пятиминутных метках напечатаны маленькие черные цифры. Так как для накладных меток четвертей часа на циферблате уже не было места, то цифры «15». «30», «45» и «60» просто выделили красным цветом на минутной шкале, расположенной по окружности циферблата.

Красный цвет цифр соответствует цвету стрелок хронографических счетчиков и не позволяет перепутать их с полированными до зеркального блеска часовыми, частично скелетонированными, стрелками. Очень востребованным оказалось на циферблате положение«3 часа»: здесь расположились логотип марки, название модели, а также типичные для работающего в этой модели Калибра 011 (на базе ЕТА 7750 Valjoux), указатели даты и дня недели. Часовой механизм, точнее, часть автоматического ротора, можно увидеть через полукруглую апертуру, сделанную в стальной задней крышке - полированной и привинченной четырьмя винтами к корпусу. Согласно выгравированной на крышке надписи, хронограф сохраняет водонепроницаемость до 50 метров. Сочетание черных и светлых стальных элементов продолжается на боковых сторонах, углах и ушках корпуса. Хотя и здесь к матированному металлу лицевой стороны подходит черное блестящее покрытие, придающее часам своеобразную элегантность.

Инкрустации черненого материала украшают также кнопки хронографа, которые направлены по радиусам к центру часов. Широкий ремешок из мягкого каучука, с укрепленными концами, вставляемыми в ушки корпуса, обеспечивает необходимое удобство при ношении. Тщательно декорированная жемчужной и штриховой шлифовкой складная застежка в форме бабочки делает снимание и надевание часов быстрым и беспроблемным.


Мнение автора:

Плюсы:

- привлекательное оформление корпуса
- стрелки хронографа красного цвета очень заметны
- легкие в пользовании наклонные кнопки хронографа

Минусы:

- излишне пестрый дизайн мешает считывать показания
- лишняя апертура в задней крышке


Вопрос эры в себя

Непонятно, почему ношение часов от La Саггёе от Louis Erard позиционируется как «Вера в самого себя» - именно так можно перевести слоган «Believing in Yourself». Между тем совершенно ясно, что хронограф, принадлежащий к линии La Саггёе, с точки зрения оформления, отделки и цены может не опасаться сравнения с другими наручными хронографами квадратной формы, и тому, кто носит эту модель, вполне достаточно собственной уверенности.

Изогнутый, увенчанный сапфировым стеклом, полированный стальной корпус с широким рантом, с гравированной задней крышкой, дополненный красно-бурым ремешком из воловьей кожи (выделана под крокодилью) и темно-коричневым циферблатом делают неизбежным употребление несколько затертого определения: «спортивно-элегантные часы». Причем элегантность явно играет доминирующую роль в определении внешнего вида хронографа. Такое впечатление особенно усиливает взаимосвязь темного циферблата с часовыми метками и стрелками Dauphin, покрытых тонким слоем красного золота элетролитическим способом.

Расположение хронографических счетчиков: «12-часовой» - положение «6 часов», маленькая секундная стрелка - положение «9 часов», таймер - положение «12 часов», - определено автоматическим механизмом хронографа ЕТА Калибр 7750. Если все три индикации снабжены соответствующими вспомогательными циферблатами, неизбежно возникает неуравновешенность общего циферблата. Этот дисбаланс гораздо более заметен у часов квадратной формы, чем у круглых моделей, поэтому дизайнеры Louis Erard нашли способ деликатно завуалировать эту дисгармонию: Два счетчика хронографа в позициях «6» и «12» снабжены слегка углубленными циферблатами, окантованными «железнодорожными» шкалами За счет этого решения циферблаты очень четко выделяются на коричневом фоне и, расположенные на одной вертикали представляются центральным элементом оформления. А вот маленькая секундная стрелка лишена привычной шкалы с метками: она обозначена лишь четырьмя прямоугольными метками, обозначающими четверти минуты и, что важно, не нарушающим общую симметрию циферблата. Плоская задняя крышка корпуса держится на четырех винтах. Ей приданы такие размеры, что она естественным образом прикрывает нижнюю сторону ушек для крепления ремешка и таким образом не допускает соприкосновения с кожей запястья. Смысл этой конструкции, к сожалению, не доходит до многих производителей наручных часов.

Полностью полированный корпус выполнен солидно, без каких-нибудь выкрутасов и имеет привлекательный вид. Хорошо защищенные кнопки хронографа посажены в косо расположенные направляющие втулки. Полированная задняя крышка с выгравированной на ней надписью-девизом марки «L'Esprit du Temps» («Дух времени») привинчена четырьмя винтами.


Мнение автора:

Плюсы:

- «корректная» установка ушек корпуса
- удобство в повседневном использовании
- продуманный дизайн циферблата

Минусы:

- нажатие на кнопки хронографа несколько затруднено


Смешение цифр

Кроме геометрической формы и стального корпуса представленные часы Omega имеют еще одно сходство с другими квадратными часами: большой вес. Это можно легко объяснить тем, что объем квадратных часов с длиной стороны, например, 40 мм примерно на 12 % больше, чем у круглых часов с диаметром 40 мм и с такой же толщиной. Даже De Ville X2 Big Date Co-Axial от Omega, которые имеют сторону квадрата, равную 37 миллиметров и являются самыми миниатюрными из сравниваемых в этом обзоре, весят солидно - 117 граммов.

Изогнутый относительно продольной и поперечной осей корпус обнаруживает явной родство с моделями De-Ville 60-х годов, подчеркивая нестареющую красоту испытанных временем и по-новому интерпретированных форм.

Широкий полированный рант совпадает с внешними кромками стального корпуса. В то же время при ближайшем рассмотрении обнаруживается небольшой оптический обман: собственно корпус, декорированный вертикальной штриховой шлифовкой, на несколько десятых долей миллиметра выступает за рант. Поверхности ушек для ремешка тоже обработаны вышеупомянутой шлифовкой. Эти поверхности усиливали бы эффект широкого ранта, если бы не были узкими, полированными полосками, соединяющими переднюю сторону корпуса с ушками. Заметим, ушки столь причудливы по форме, что кажутся почти инородными деталями. Они держат мягкий ремешок из кожи рептилии, который при помощи вставленного утолщения почти геометрически плотно примыкает к корпусу. Ремешок снабжен полностью матированной раскладывающейся застежкой с боковыми кнопками безопасности. Модель De Ville X2 Co-Axial Chronograph снабжена собственным фирменным хронографическим Калибром 3202, декорированным матовой штриховой шлифовкой. Это довольно непривычно, так как Omega, как правило, не стремится выставлять напоказ применяемые исключительно этой маркой часовые механизмы с коаксиальным спуском. Тем более, что несколько экземпляров традиционного семейства моделей De-Ville были оснащены изобретенным англичанином Джорджем Дэниэльсом и впервые промышлен-но изготовленным у Omega коаксиальным спуском еще в конце 90-х годов. Тогда сделали оговорку, относящуюся к новому сложному спуску, который обходится почти без смазки и потому выгодному с точки зрения технического обслуживания. После того как были преодолены некоторые «детские болезни», сегодня часовые механизмы с коаксиальным спуском работают так точно, что без проблем выдерживают испытания Швейцарского института контроля хронометров (C.O.S.C.).

Циферблат с черным электролитическим покрытием представляет собой удачное сочетание квадрата с окружностью. В оформлении 12-часового счетчика воплощена оригинальная идея дизайнера: двухсторонняя стрелка на протяжении первых шести часов описывает наружную дугу вспомогательной шкалы. Вторую половину измеряемого интервала описывает короткий конец стрелки. Типовое обозначение «Х2» играет роль часовой метки в позиции «12» и представляет собой ничто иное, как комбинацию римской цифры «X» и арабской цифры «2». Несколько теряется на циферблате число «20», которое стоит под осью стрелок. Она оригинально служит сразу двум указателям: секундному счетчику и таймеру.


Мнение автора:

Плюсы:

- исключительный часовой механизм
- хронометр сертифицирован C.O.S.C.
- удобные, легкоподвижные кнопки

Минусы:

- острые кромки ушек для ремешка
- навязчивый дизайн циферблата


Новое искусство

Корпус, во всяком случае рант, у часов Squarematic немецкой марки Schaumburg Watch отлично подошел бы для обрамления небольшой фотографии - настолько пропорционально и последовательно оформлен по-богатырски мощный стальной корпус. Даже вертикальное рифление на боковых сторонах корпуса продолжается до самого ранта, который вследствие этого имеет зубчатую наружную кромку. Тонкая, параллельная продольным сторонам ранта штриховая шлифовка заканчивается точно у краев ранта, наклоненного под углом 45° к стеклу. Плоское стекло защищает кремовый циферблат, который оформлен удивительно скромно и четко. Это оформление выражает связь с названием часов - Art Nouveau. Элементы стиля «Новое Искусство» (Ар Нуво), возникшего в начале прошлого века, в равной степени отражали и влияние традиций классицизма и характерных признаков современного дизайна, к примеру, «обтекаемых линий». Отсюда возникла смесь, которую позже назвали «Art Deco», и она так же трудно, как и этот термин, поддается точному определению.

С первого взгляда видно, что симметрия была первым в списке требований, которые предъявлялись к циферблату этого хронографа. Две вспомогательные шкалы почти полностью занимают пространство на поперечной оси часов. Они создают идеальный фон для тончайших стрелок: малой секундной и таймера. Подходят к этим шкалам и четкие минутные деления, и римские цифры часа, которые все вместе подчеркивают сдержанный стиль, выбранный для этой модели. Жаль, что стрелки не обработаны термическим способом воронения, а только покрыты синим лаком. Согласованность этих элементов немного нарушается окном указателя даты, показания которого и без того трудно считывать (диск с цифрами даты далеко отстоит от циферблата). Это расстояние образуется вследствие установленного на механизм со стороны циферблата модуля, с помощью которого ЕТА Калибр 2824-2 превращается в хронографический механизм. При этом модульном построении диск с цифрами даты остается на основном часовом механизме, вследствие чего его расстояние до циферблата увеличивается.

При такой конструкции окно даты, как правило, комплектуется увеличительным стеклом, которое хотя и не намного, но все же улучшает «видимость». Естественно, что у корпуса часов со стороной квадрата 40 мм имеется большая по площади задняя крышка, которую привинчивают 12 винтами. Прозрачная апертура в крышке позволяет рассмотреть часть часового механизма. Удивительно мягкий при своей ширине и толщине ремешок из яловой кожи также крепится винтами между ушками корпуса. Из-за рифленых боковых поверхностей ушки входят в прямоугольные вырезы, сделанные на боковой рифленой поверхности, и закрепляются с внутренней стороны корпуса. Эта дорогостоящая обработка способствует созданию солидного, делового облика. На матированной стальной застежке изображены инициалы L & В, которые можно также найти на циферблате, - они указывают на первоначальное название марки - Lindburg & Benson. Это часто приводило к недоразумениям, потому что эту маленькую часовую фабрику принимали за англо-саксонское предприятие. Такого больше не происходит благодаря теперешнему названию «Schaumburd Watch». Несмотря на то, что оно тоже звучит не очень по-немецки.


Мнение автора:

Плюсы:

-Удачная адаптация исторического оформления циферблата.
- превосходная удобочитаемость
- ремешок из мягкой кожи

Минусы:

- трудно считывается дата


Сравнительные характеристики

 

Часы №3 2008


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Часы тяжелого камня В последние десятилетия азиатские часовые компании занимают все более устойчивые позиции на мировом рынке, тесня даже швейцарских производителей.
Точка зрения Versus Аналитики индустрии моды считают, что одним из самых перспективных в империи Джанни Версаче является брэнд Versus - демократичная марка, представляющая одежду, парфюм и часы, ориентированные на молодых людей. Уже сейчас Versus успешно продается в 56 странах мира
Новый спуск от Audemars Piguet. Классический модернизм В то время как применение новых материалов для изготовления деталей часового спуска считается одной из основных тенденций развития часовой индустрии, Audemars Piguet пошла своим путем. При разработке конструкции нового спуска инженеры мануфактуры пользовались, естественно, самой современной технологией, но прибегли исключительно к традиционным материалам, ориентируясь на идею часового мастера 18 века.
Swatch Group - почти религия В 1983 году экономический консультант Николас Хайек спас швейцарскую часовую промышленность, вернув ее к жизни, как Лазаря на четвертый день гниения. В результате на свет появилась Swatch Group — самый могущественный современныи часовой холдинг, воплотивший на практике учение и философию своего основателя.
© 2007 «TimeWay»