Главная Статьи Перелет из кармана на запястье
 

Перелет из кармана на запястье

История часов, как и история авиации, полна парадоксов и загадок. Попробуем разобраться в столь очевидных, казалось бы, и всем известных фактах: в 1903 году в США поднялся в воздух первый в мире самолет братьев Райт; в 1904 году в Париже бразильский пионер воздухоплавания Антонио Сантуш-Дюмонт попросил своего приятеля Луи Картье, ювелира и часовщика, сделать для него первые наручные часы...

Если немного покопаться в анналах часового ремесла, то выясняются очень любопытные подроФотобности. Оказывается, первые наручные часы создал не кто иной, как сам великий Абрахам Луи Бреге для Королевы Неаполитанской. Мастер трудился над ними два года, закончив свое творение в 1812-м. То есть почти на целый век раньше Картье. Но задокументировал он факт создания наручных часов уже в 1810 году, чтобы никто не оспорил его приоритета.
Более того, первая в истории промышленная партия наручных часов была запущена Константам Жирардом в 1880 году и предназначалась для морских офицеров флота немецкого императора Вильгельма Первого. Мастерская Girard-Perregaux выпустила около двух тысяч таких часов, но они оказались слишком новаторскими для своего времени, поэтому производство решено было прекратить.
Тогда почему же первые наручные часы ассоциируются у многих с именами Картье и Сантуша-Дюмонта? Для ответа на этот вопрос придется перенестись в Париж начала прошлого века и подробнее остановиться на личности бразильского авиатора. В те времена 30-летний сын богатого кофейного плантатора, натура экстравагантная и харизматическая, был чрезвычайно популярен в европейском бомонде.
С 1898 по 1905 годы он построил и «облетал» с десяток дирижаблей, снискав немало почетных наград. Так, в 1901 году АнтЧасыонио совершил триумфальный получасовой полет на управляемом дирижабле, обогнул Эйфелеву башню и получил заслуженный приз в 100 000 франков, которые сразу же раздал своим рабочим и парижским клошарам. В другой раз он передал деньги для помощи безработным. Сантуш-Дюмонт удостаивался приглашения от президента США Теодора Рузвельта и поздравлений великого изобретателя Томаса Эдисона.
Неистовый бразилец был на дружеской ноге со многими денежными тузами и особами королевских кровей, поэтому нет ничего удивительного в факте его знакомства с Луи Картье. Естественно, нет никаких доподлинных свидетельств того, кто из них впервые завел разговор о наручных часах, с которыми удобно управлять летательным аппаратом, не отрываясь от приборов на «экспедицию» в глубокий карман. Возможно, инициатором был и сам Картье — к тому моменту в витрине его магазина успели запылиться несколько женских браслетов с часами, отвергнутых парижанками в угоду нарядам с пышными длинными рукавами. Но факт остается фактом: в 1904-м Луи сделал для друга Антонио персональные часы на длинном кожаном ремешке, которые можно было надевать пПроект самолета-бипланаоверх летной куртки.
Интересно, что в течение последующих двух лет Дюмонту никак не удавалось надолго оторваться от земли. Его проекты планера и вертолета оказались неудачными, но к осени 1906 года был построен самолет-биплан, который после нескольких попыток 12 ноября 1906 года преодолел по воздуху 220 метров, затратив на это 21 секунду. По всей видимости, в эти секунды пилоту было не до хронометража, так что замер времени осуществлялся скопившимися в огромном количестве зрителями. Едва ли наручные часы от Cartier помогли Антонио в последующих, также непродолжительных перелетах. Вскоре отважный авиатор заболел и навсегда оставил воздушную стихию.
В чем же кроется тайна первого полета на аппарате тяжелее воздуха? А в том, что если бы вы спросили в те годы у парижан, кто такие братья Райт, — ответом, скорее всего, послужило бы полнейшее недоумение. Американцы сторонились публичности, их первые полеты 1903 года наблюдали четыре свидетеля и проходивший поблизости мальчик. Резонанса в прессе, соответственно, не случилось. Долгое время пионеры авиастроения дожидались патента, а до Парижа добрались только в 1908-м. До этого триумфального пришествия местные обыватели искренне верили, что изобретатель самолета — Антонио Сан-туш-Дюмонт.
Талант часовщика Луи Картье состоял прежде всего в том, чтCartierо он разглядел в бразильце идеального протеже для собственной продукции, и в те далекие годы, не избалованные мультимедийной рекламой, сделал ставку на любимое дитя нарождающегося века — авиацию. С легкой руки Картье и Дюмонта пошла мода на наручные часы, совершившая революцию в часовом деле. Кстати, новинка пришлась по душе в первую очередь влюбчивым парижанкам, кумиром которых слыли как Сантуш-Дюмонт, так и Луи Картье. Во-первых, женские наряды не оставляли места для карманных часов, во-вторых, мужчины оказались более консервативными.
Развивая успех, в 1910-м Картье получает патент на фирменную застежку для ремешка, надежно предохранявшую наручные часы от случайного падения. В то же время Картье заключает эксклюзивный контракт на поставку новых часовых механизмов. Поставщиком механизмов для наручных часов становится Эдмон Жеже, успевший поработать с самой Breguet. Начиная с 1911 года часы получают имя Santos и поступают в массовую продажу, оставаясь с тех пор одной из самых популярных и цитируемых моделей Cartier. В 1979-м, в нелегкие для всех производителей механических часов времена, берет начало новое поколение Santos, сохранившее преемственность в дизайне и форме корпуса, сразу привлекающего внимание своими нарочито «технологичными» винтами. Но и любители старины пока еще могут пополнить свои коллекции. Например, на известнСамолет-бипланейшем аукционе Antiquorum и сейчас иногда можно найти первые золотые модели 1910-х годов выпуска. Естественно, что стоят они гораздо больше, чем в те времена. «Естественно» — не потому, что нынешний доллар — не чета тому, а корпус из золота. А потому, что они несут в себе печать дизайнерского гения Луи Картье, отвагу и славу покорителя воздушного пространства Антонио Сантуша-Дюмонта. Это не часы, а сама история. Стать обладателем таких часов — значит явственно ощутить собственную причастность к одному из самых знаменательных событий летописи человечества. А это деньгами не измерить.

© Мои часы №2/2003


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Не экономьте на золоте! Почему продолжает процветать бизнес поддельных часов? Потому что (справедливости ради надо отметить, что не только у нас, но и во всем мире) у людей сохраняется поразительная доверчивость при приобретении товара «с рук за полцены».
Итоги 2007 года. Широкими шагами 2007 год российский часовой рынок прожил на удивление спокойно. Конечно, событий, в том числе громких и интересных, было много. Но слава Богу, обошлось без таких масштабных потрясений, как в 2005 - 2006 годах.
Служба Медом Часы с полезными усложнениями активно выживают из офисного пространства трех-стрелочную классику в неизменном круглом корпусе, поскольку они столь же интересны, как и жизнь офиса процветающей компании.
«Дочка» LPI RUS «У нас будет «дошка», - улыбаясь, сказал Даниэль Жерарде, президент LPI Rus. Как выяснилось по ходу разговора, под «дошкой» он имел в виду «дочку», а точнее - Dimeco Rus, дочернюю компанию LPI Rus.
© 2007 «TimeWay»