Главная Статьи Несущийся вихрем
 

Несущийся вихрем

          В 1801 году Авраам-Луи Бреге изобрел механизм, который гениальным образом устранял, буквально "сносил вихрем" влияние сил земного притяжения на баланс часового механизма. Будучи последовательным, Бреге назвал свое изобретение, которое предназначалось для карманных часов и решало специфические проблемы хода, "Turbillon" ("вихрь"). Несмотря на то, что турбийон в наручных часах лишен практического значения, он пользуется сейчас небывалой популярностью.


Полностью выполненный вручную летящий турбийон Вильгельма Рибера отличается филигранным исполнением. Клеть турбийона диаметром 14,8 мм представляет собой самый большой среди наручных часов вращающийся каркас.

          В часах, которые носят, баланс выполняет функцию маятника, имеющегося у висящих или стоящих часов. Помимо проблем трения и испытываемых наручными часами различных сотрясений часовые мастера должны были, прежде всего, решить проблему баланса: найти для него "заменитель" земного притяжения, которое заставляет стационарный маятник постоянно возвращаться в нулевую точку. Упругая плоская спираль (волосок баланса) оказалась очень подходящей для этой роли. Внутренний конец волоска укрепляют на балансе, а наружный виток волоска фиксируется на кронштейне баланса. Как у прецизионных маятников, равномерные колебания баланса имеют решающее значение для точности хода механизма. При раскачивании маятника его центр тяжести находится очень далеко от центра вращения, а у баланса центр тяжести в идеальном случае должен оказаться в самом его центре, то есть на валу баланса. Как у колес автомобиля, которые нужно отбалансировать после смены шин, у часового баланса тоже возникают нежелательные смещения, которые часовые мастера называют "внецентренными (эксцентричными) центрами тяжести". У автомобиля этот дисбаланс на определенных скоростях выражается в неприятном стуке колес. Неуравновешенность баланса в часах отрицательно влияет на точность хода, особенно это ощутимо, когда часовой механизм находится в вертикальном положении и сила земного притяжения воздействует на колебания баланса либо ускоряя, либо замедляя его колебания. Как качели, которые на пути к нулевой точке ускоряются без участия качающегося, но для удаления от земли им нужно сильное движение ногами, сообщающее нужную для движения вверх энергию.
Эскиз конструкции к патенту Бреге           Этот "качельный эффект" в начале XIX века, в эпоху карманных часов, оказывал значительное влияние на механизм: часы, хранившиеся в карманах сюртуков или жилетов, постоянно находились исключительно в вертикальном положении. Отрицательные последствия этого влияния и пытался нивелировать Авраам-Луи Бреге, изобретая антигравитационное устройство - турбийон. Бреге исходил из того, что можно нейтрализовать действие эксцентричного центра тяжести баланса на ход часов, если удалить из часового механизма качающийся туда и обратно баланс вместе со спуском (анкерным колесом и анкером) и переместить его во вращающийся каркас. Затем этот каркас, по мысли Бреге, нужно в виде собранного узла снова поместить в часовой механизм и привести в движение от секундного колеса (последнего колеса перед спуском), совершающего один оборот в минуту. По его гениальной идее, баланс и спуск с возможным у них дисбалансом начинали вращаться в минутном ритме вместе с каркасом. Таким образом, дисбалансы непрерывно изменяли бы положение и в результате теряли бы одностороннее воздействие на баланс.
Механизм карманных часов с турбийоном Авраама-Луи Бреге.           Бреге создал конструкцию идеально вращающегося каркаса (клеть турбийона), который он посадил на вал секундного колеса, где обычно помещается секундная стрелка, и заставил вращаться со скоростью одного оборота в минуту. Опорные камни баланса были установлены в центре клети. Ведущий вал клетки, ее вращающиеся опоры и вал баланса, таким образом, образовывали одну линию.
          Наружный конец волоска баланса фиксировался внутри клетки, анкер с анкерным колесом тоже заняли свое место в турбийоне, располагаясь в обычном порядке. Передачу усилия от часового механизма к спуску и балансу мастер осуществил, сняв секундное колесо с его вала, так как теперь оно вращало клеть турбийона.
Изобретенный Альфредом Хельвигом незакрепленный, летящий  турбийон отличается тем, что имеет только одну опору.Турбийон, кажется, парит над механизмом.           Бреге привинтил латунный зубчатый венец секундного колеса к платине механизма. Установленное на опорах у наружного края турбийона анкерное колесо через малую шестерню (триб) могло входить в зацепление с секундным колесом и катиться по нему, как только клеть турбийона начинала вращаться. "Эксцентричный центр тяжести" отправлялся путешествовать и таким образом становился неэффективным.

Летящий вихрь

          Немцу Альфреду Хельвигу, преподававшему в начале 1900-х годов в Немецкой школе часовых мастеров в Гласхютте, досталась слава искусного часового мастера, усовершенствовавшего и без того сложную конструкцию турбийона (саксонские мастера называли это устройство Drehgang). Клеть турбийона вращается так же, как колесо, на двух подшипниках из синтетического рубина. Опорный камень для верхнего рубинового подшипника турбийона обычно занимает место в самом тонком месте, перекрывающем полость с турбийоном, а вот опорный камень нижней цапфы сидит в основной платине часового механизм.
Нижняя часть швейцарского турбийона с эксцентричным балансом, который привинчен к основной платине. Рубиновые подшипники (начиная сверху): баланса, анкера, анкерного колеса. Окрашенные в золотой цвет головки винтов принадлежат ограничительным штифтам анкера.           У конструкции "летящего" турбийона Хельвига верхняя опора отсутствует, чем достигается снижение трения и улучшается свободный обзор усердно вращающегося турбийона.
Особая форма швейцарского анкерного спуска с боковым анкером, который использует Бет Халдиман в своем незакрепленном турбийоне HI.           Этот эффект достигается при отказе от верхнего моста и соблюдении самой высокой точности. Соответственно этому нижняя опора не должна допускать слишком большой вертикальный люфт и вместе с тем обеспечивать зацепление зубчатых колес так, чтобы клеть турбииона "не опрокинулась". Для того чтобы защититься против неизбежных сотрясений наручных часов, в первую очередь при боковых ударах, нужно, чтобы клеть не развивала бы большую радиально направленную центробежную силу. По этой причине незакрепленный турбийон должен иметь малый вес.

Новая технология

Летящий турбийон от Chronosiviss вращается на шарикоподшипнике, который запрессован в основную платину. Конструкция турбийона и базовый часовой механизм взяты Chronosiviss SAy STT, фабрики, которая прежде называлась Progress, а ныне входит в группу Bovet под названием Dimier 1738.

          Естественно, развитие техники коснулось и создателей турбийона, и непосредственно его конструкции. Глобальная автоматизация производства позволяет изготовлять самые мельчайшие детали электроэрозионным методом и с помощью других металлообрабатывающих станков с электронным управлением.
          В конструктивном плане сегодня, в основном, имеют дело с двумя вариантами строения турбийона. Главенствующее положение по-прежнему занимает классический турбийон, у которого баланс и сама клеть расположены концентрично. Здесь цапфы клети и колебательной системы вращаются в четырех подшипниках, помещенные по двое в верхнюю и нижнюю часть часового механизма. Исключением является незакрепленный турбийон, клеть которого всегда имеет только одну опору в основной платине.
Клеть турбийона Chronosiviss. На большем венце с наружными зубцами винтами закреплены опоры клети турбийона. Триб анкерного колеса катится ко внутреннему  венцу с мелкими зубцами, который жестко привязан к часовому механизму.           У другой конструкции балансу позволено колебаться не в центре клети, а его опоры находятся у края клети. Такая конструкция позволяет уйти от необходимости с абсолютной точностью центрировать опоры клети и баланса. Кроме того, можно использовать обычный анкер с тремя плечами, в то время как классический турбийон требует применять боковой анкер с двумя плечами, который изготавливается специально для турбийона. Совершенно ясно, что это техническое решение проще, и поэтому его осуществить дешевле. Педанты скорее выберут классическую конструкцию и благодаря этому окажутся в одной команде с именитыми специалистами.
          "Я - абсолютный поборник классических турбийонов, таких как изобретенный Бреге и усовершенствованный А. Хельвигом. С балансом в центре, с клетью, делающей один оборот в минуту и имеющей опору с одной стороны, -говорит Вильгельм Рибер, конструктор и "строитель" Maybach-Tourbillon, часы которого характеризуются полностью ручной работой, присутствием незакрепленного турбийона и высочайшим качеством исполнения, - "Турбийоны этого типа красивы и производят самое волнующее впечатление на зрителя. Им нет равных и по сложности изготовления. Я ставлю эти часы на самую верхнюю ступень качества".
Турбийон вращается в опорах, установленных в основной платине и на узком мосте, который перекрывает полость с турбийоном.           С точки зрения улучшения хода применение турбийона в наручных часах бессмысленно, и даже есть мнение профессионалов, что модели с турбийонами, в отличие от простых часов с обычным спуском, очень трудны в регулировке.
          Между тем, эта "бесполезность" грациозно движущегося турбийона нисколько не мешает антигравитационному устройству принадлежать к категории сложнейших функций, неотъемлемому элементу дорогих эксклюзивных часов. И если преследовать только одну целесообразность, то не было бы чудесного возрождения механических часов, случившегося в конце XX столетия -ведь кварцевые часы все равно идут точнее.

Чертеж конструкции спуска Бета Халдимана

Гврхард Клауссен







Часы №1/2007


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Презент патриоту Благодаря щедрости и очень высокому вкусу россиян вопрос о том, как та или иная модель будет воспринята на российском рынке, решается всеми ведущими швейцарцами аж на стадии разработки. Следующим респектом российскому клиенту стали часы Russian Special edition, которые создаются исключительно для нас. Эти часы представляют не только высочайшую коллекционную ценность, но отличный подарок для патриота.
Dubey & Schaldenbrand.  Техника плюс искусство Эти часы без труда можно узнать по корпусу с характерными округлостями и тончайшей пружинке на циферблате. Dubey & Schaldenbrand - одна из очень немногих современных швейцарских фирм, которая выпускает часы Swiss Made даже не на 100, а на все 1000 процентов.
Чудак с алмазным сердцем Скорее всего, приз вновь - в 5-й раз за последние 6 лет - получит швейцарская компания Ulysse Nardin. На этот раз за часы Freak 28 800 Diamond Heart.
Жорж-Анри Мейлан. Эффект Royal Oak Выпуская 27,5 тысячи часов в год, а также линию ювелирных изделий, независимая швейцарская часовая компания Audemars Piguet стала одним из мировых лидеров сегмента люкс. В начале нынешнего года она открыла в России собственное представительство. Секретами успеха и планами на будущее с вами делится СЕО компании Жорж-Анри МЕЙЛАН.
© 2007 «TimeWay»