Главная Статьи Начало русского часомерья
 

Начало русского часомерья

"...А наречется сей часник часомерье", - старательно вывел жирным полууставом неведомый нам монах-летописец. Так в древней рисской летописи появилась запись о первых в Московской Руси башенных часах. С тех пор минуло шесть столетий.


Начало русского часомерья

Византия - мать русских часов

      Золотая Орда, не докатившись до Европы, лишила русскую землю тысяч лучших мастеров и ремесленников. Поэтому отставание Руси от Запада, ушедшего далеко вперед, - культурное и техническое - давало о себе знать долгие годы. Вплоть до эпохи Петра Великого путь западных открытий и изобретений в Россию оказывался слишком долгим, отчасти потому, что в Европе многие понимали: изоляция помогает избежать усиления России как государства. Тем удивительнее, что начало часового дела в России почти совпадает с рождением "механического времяисчисления" в Европе.
Начало русского часомерья       Самые древние часы из дошедших до нас красуются на башнях Солсберийского (Англия, 1386 г.) и Руанского (Франция, 1389 г.) соборов. Помимо тяжелых гирь, приводивших часы в движение, в подобных конструкциях использовались привычные для мастеров-оружейников того времени пружина - важнейший элемент многих силовых механизмов - и зубчатая передача.
      В XV-XVI веках башенные часы появились во многих европейских городах. А в Москве в 1404 году похожие часы по заказу великого князя Василия изготовил монах Лазарь Сербин.
      Этот инок пришел с гористого мыса Афон, где находились несколько православных монастырей, распространявших византийскую культуру среди славян. Согласно летописи, железная диковинка стояла на великокняжеском дворе Кремля. О механизме византийского мастера остались только восторженные слова в Троицкой летописи: "На всякий же час ударяют молотом в колокол, размеряя и считая часы нощные и дневные; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческой хитростью, преизмечтано и преухищрено".
Начало русского часомерья       "Человековидно" означает, что существовала механическая фигура звонаря, ударяющего в колокол. Подобные фигуры носили французское название "жакемары". Но на миниатюре из Лицевого летописного свода никакого жакемара нет! Причина проста: художник творил на полтора столетия позже, когда давно уже не было ни князя, ни Лазаря, ни, скорее всего, самих часов (последние, по-видимому, погибли во время пожара).
      Дорогими башенными механизмами обзавелись в XV веке вольные сильные города, через которые издавна шла оживленная торговля с Европой. В 1435 году (или годом позже) часы были водружены на каменном столпе знаменитой Евфимьевской часозвони в Великом Новгороде, а через сорок лет - в Святогорском монастыре Пскова. Сегодня никто не может сказать, привезли эти часы из-за границы или они были делом рук русских мастеров. Однако точно известно, что в 1539 году новгородский мастер изготовил башенные часы для сгоревшего дотла - от удара молнии! - и снова набиравшего силу Соловецкого монастыря. Их боевое устройство отбивало четверти часа, "получасья" и часы, отдельно дневные и ночные. Механизм был сделан исключительно профессионально, его конструкция и техническое устройство нисколько не уступали европейским образцам. На горизонтальный вал наматывалась веревка с гирей на конце. Гиря своей тяжестью заставляла крутиться вал, его движение через систему зубчатых колес передавалось храповому колесу, а оно, в свою очередь, вращало циферблат. Маятника не было, его роль выполнял билянец - своеобразный балансир, похожий на коромысло, на котором испокон веков на Руси носили тяжести. На плечи билянца, жестко насаженного на вертикальную ось, также вешали груз, и, если часы спешили, его сдвигали в одну сторону, а если отставали - перемещали в другую.
      Часовых мастеров в те времена ценили высоко: в надписи на одной из крупных шестерен имя Семена Часовика указано наравне с именами заказчиков - новгородского архиепископа Макария (будущего митрополита Московского и Всея Руси) и соловецкого игумена Алексия. И недаром! Часы с Соловков проработали вплоть до начала XX века.
      К сожалению, полностью сохранившиеся башенные часы до нас не дошли, многие их детали утрачены, но увидеть почерневшие от времени каркасы, колеса, гири, циферблаты и даже прикоснуться к этим древностям пока не видит хранительница в русском наряде! - можно в Москве, в Органной палате музея-заповедника "Коломенское".


Начало русского часомерья       Цветная миниатюра с изображением московской часозвони из Лицевого свода (иллюстрированной русской истории в шести томах) - словно маленькое окно в исчезнувший мир Древней Руси. На переднем плане видны стены и башни Кремля. Посреди двора на троне сидит князь Василий Дмитриевич со свитой. Перед ним - Лазарь Сербии в монашеской одежде, который указывает на башенку с часами, архитектура которой напоминает древнерусские звонницы. Судя по жестам и позам, идет оживленная беседа о диковинном механизме. Рисунок дает и определенное представление о самом приборе времени. На циферблате по кругу расположены "указные слова" - церковнославянские буквы А, В, Г, Д, 6, S, 3, И, θ, I и их сочетания, например, AI, BI, которые до 1702 года были в ходу на Руси вместо принятых сегодня арабских цифр. Кажется странным, что голубой циферблат, под которым висят три гири, не имеет ни одной из столь привычных нам стрелок. Вероятно, вращался сам круг, как это было в более поздних конструкциях русских часов.


Начало русского часомерья

Динозавров можно потрогать

      Чтобы попасть сюда, надо проделать извилистый путь по крутой лестнице с низкими проходами: предки в сравнении с нами были мелковаты. И вот - светлая комната, с фотографиями на стенах, колоколами под потолком и застывшими сотни лет назад механизмами.
Начало русского часомерья       Один из экспонатов коллекции - часы с крепостной звонницы Пафнутьев-Боровского монастыря Калужской области. Судя по клеймам в железном каркасе часового механизма, их изготовил мастер Резанцов во второй половине XVIII века. Мастер был, скорее всего, местный - в окрестностях Боровска эта фамилия широко распространена и по сей день. В этих часах уже использован анкерно-маятниковый спуск и счетное колесо особой конструкции, благодаря которому приводилось в действие механизмы курантов и боя. Гири часов (весом по 58 кг) опускались в специальную шахту глубиной пять метров.
      Другой шедевр - механизм часов-курантов, установленных в 1673 году над новыми, каменными воротами самого царского села Коломенское. Изготовил их "мастер на все руки" Петр Высоцкий, известный также сделанными на забаву царевичам деревянными львами в бараньих шкурах, внутри которых были установлены пружинные механизмы, наподобие часовых. По воспоминаниям, они "яко живые львы, глас исиущают, глазами движут, зияют устами, кажется, хощут ходити ногами".
Начало русского часомерья       К XIX веку часовое производство России сосредоточилось на заводах. Пример "заводского творчества" - часовой механизм Николо-Перервинского монастыря работы мастера Ивана Юрина (1863 г.). Куранты в нем выполняли еще и роль огромной музыкальной шкатулки, имея четыре программных цилиндра, выступы на которых служили "спусковыми крючками" для управления целой батареей колоколов.
      Еще одни куранты концаНачало русского часомерья прошлого века из собрания Коломенского прежде украшали третий ярус Сухаревской башни. Сама башня, увы, как и сотни других исторических зданий Москвы была снесена в 30-е годы, а вот часы, к счастью, уцелели. Механизм взял "под опеку" Московский инженерно-физический институт, и часы исправно служили еще многиегоды.
      Вероятно, у всех, кто побывал в Органной палате, возникает мысль: пора создать полноценный музей часов, вроде тех, что прекрасно существуют в Англии, Германии, Голландии, Франции, чтобы сохранить примеры ремесленного мастерства русских людей. Ведь не случайно изобретение часов - материализованной идеи времени - причисляют к великим открытиям, наряду с компасом, порохом и книгопечатанием.







Часовой бизнес №4/2000


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Ретроград в квавдрате Это только кажется, что «ретроград» и «прогресс» — понятия несовместимые. Следуя известному математическому закону, согласно которому минус, умноженный на минус, дает плюс, Maurice Lacroix Double Retrograde вывел новый закон эстетики: Ретроград, возведенный в квадрат = ультраавангард.
Выбор рестораторов Игорь Бухаров — настоящая звезда среди рестораторов. За 20 лет он прошел путь от помощника повара до владельца нескольких шикарных ресторанов, самый известный из которых «Ностальжи».
Модельный ряд Police Diva, Alfex Smart Line, D&G Queen Mary, Ck Ray Pop, Romanoff, ODM Unit, GF Ferre GF9001, Mexx Urban, Candino Eva, Hamilton Jazzmaster Lady Automatic, Haas & Cie Prestige, Roccobarocco Double Heart, Milus Herios, Aviator, Martin Braun EOS Sport, Certina C-Sport Chrono, Gevril the New York Collection, Wyler Vetta Espacite, Michel Herbelin Antares, Le Chic L`Inspiration.
Выбор Баскетболиста Андрей Кириленко покорил недосягаемую доселе для наших спортсменов высоту — стал лидером и лучшим снайпером ведущего клуба Национальной баскетбольной ассоциации США «Юта джаз».
© 2007 «TimeWay»