Главная Статьи На суше и на море
 
Амфибия

На суше и на море

За 70 лет своего существования отечественная часовая промышленность создала ряд моделей, ставших знаковыми.


История одного наезда

      "...10 ...7 ...5. Неумолимо, метр за метром, движется колесо машины. Затаив дыхание, застыли люди. Что же будет? ...Три ...метр и, наконец, произошло то, чего с таким любопытством ожидал собравшийся здесь народ: колесо "Волги" переехало... часы."
      Так в 1967 году газеты описывали демонстрацию возможностей "Амфибии" - первых советских водонепроницаемых часов. Сегодня о рождении и особенностях этой модели рассказывают ее создатели, Михаил Федорович Новиков и Вера Федоровна Белова.

Создатели Амфибии - Новиков Ф.М. и Белова В.Ф.

Новиков М. Ф.

      Задача стояла так: разработать часы, не уступающие зарубежным аналогам и обеспечивающие надежную работу на глубине до 200 метров, в условиях значительных перепадов давления и температуры.
      Я в то время был начальником Бюро новых разработок, и работать над "Амфибией" пришлось в основном мне. Само название придумал кто-то из наших сотрудников. Проводился своеобразный конкурс на имя для новых часов, и было выбрано вот это, символизирующее существо, одинаково комфортно чувствующее себя и в воде, и на суше.
      В то время в Швейцарии водонепроницаемых часов различных конструкций было множество. Казалось бы, что велосипед изобретать: бери и копируй. Но многие конструкции мы не могли повторить, так как наше оборудование не позволяло обеспечить необходимую точность. К тому же почти все конструкции были защищены патентами, и копировать их было нельзя. Вопрос о приобретении патента даже не стоял - на моей памяти в СССР принципиально не было ни одной попытки купить патент или лицензию. Свои разработки мы патентовали, защищали, "их" патента не покупали.
      Патенты на водонепроницаемые часы, так называемый 43-й класс, я тогда изучил очень тщательно. А вот истории про итальянские и прочие часы для подводников узнал и начал собирать уже позднее, когда работа над "Амфибией" была завершена.
      Наша задача была не столько в том, чтобы найти техническое решение, сколько в том, чтобы найти такое же эффективное решение, как и за рубежом (если удастся - лучше), но патентно чистое. И мы разработали собственную конструкцию, которую могли изготовить и которая не повторяла чью-либо чужую. Конечно, при этом было рассмотрено много вариантов герметизации, мы сравнивали их по эффективности герметизации и по стоимости.
      А наезжающая на часы машина -просто наглядная демонстрация прочности часов, не имеющая ничего общего с настоящими испытаниями. Давление, которое испытывают часы на максимальной глубине, в несколько раз больше давления шины на дорогу, но механическое давление и давление в жидкости действуют по-разному, и сравнивать их нельзя.

Работа над новым корпусом начиналась вот с таких эскизов, на которых во всех деталях прорабатывались будущие часы

"Все не так, ребята..."

Новиков М. Ф.

      На первый взгляд, "Амфибия" почти не отличается от обычных часов. Но на самом деле почти все элементы корпуса здесь особые, и с каждым из них пришлось немало повозиться.
      Возьмем стекло: это почти не заметно, но оно имеет специальный профиль. Ведь стекло испытывает давление 20 кг/см', это очень много, в несколько раз больше давления автомобильной шины на дорогу. При таком давлении стекло прогибается на 0,5 мм. Прогибаясь, немного расплющиваясь, оно должно дополнительно герметизировать корпус и не касаться при этом секундной стрелки. Рассчитать изгиб сложно даже для плоского стекла, а для такого, как у "Амфибии" - тем более.

Белова В.Ф.

 Так выглядела первая Амфибия

      Стекло у "Амфибии" толще обычного: если на "Командирских" -2 мм, то на Амфибии - 3 мм. Но дело не только в толщине и конфигурации: оно и изготавливается по специальной технологии. В отличие от обычного, его не просто отливают из пластмассы, а еще и обтачивают. Чтобы обеспечить герметичность при большом давлении, необходима очень высокая точность по диаметру и недопустимы даже малейшие царапинки на контуре. Чтобы добиться всего этого, стекло особым образом шлифуют.

Новиков М. Ф.

      Казалось бы, что может быть проще резиновой прокладки? Иногда говорят: поставили бы от водопроводного крана. Но к прокладкам в "Амфибии" требования гораздо жестче. Ведь в часах толщина прокладки - 0,5 мм в обычных и около 0,75 мм - в "Амфибии". Под давлением 20 атм прокладка сжимается на 20-30%. Если резинку от крана сжать на 30%, она обратно не распрямится, остаточная деформация слишком велика. А у нас прокладка должна полностью восстанавливать исходную форму. Добавьте сюда перепады температуры, и вы поймете нею i ложность проблемы. Чтобы обеспечить заданные параметры, приходилось разрабатывать не то что детали - материалы, из которых они изготовлены. Для достижения необходимых характеристик прокладок одно время мы даже пробовали обрабатывать их ионным методом, по технологии, используемой в космической технике.

Амфибия

Белова В.Ф.

      Резину мы подбирали очень долго. Чтобы не было течи, резина должна быть гладкая, без пор. Для простых часов мы ставили прокладки из обычной резины, с Казанского завода резинотехнических изделий. Они хороши для малых давлений, но не выдерживают больших. Поэтому для "Амфибии" прокладки делали сами, на заводе, спекая их из сырой резины, а потом вырубая.

Новиков М. Ф.

      Были проблемы и с другими материалами. В "Амфибии" корпус впервые был сделан не из латуни, а из нержавеющей стали. Стальной корпус лучше: он прочнее, долговечнее обычного, и к тому же обладает антиаллергенными свойствами.
      Традиционно корпус изготавливается так: из латунной ленты на специальном прессе вырубается за готовка корпуса, которая потом обтачивается, растачивается, шлифуется и т.д. Но сталь, из которой сделан корпус "Амфибии", намного жестче латуни. И очень долго мы не могли вырубить заготовку нужной формы: обламывались ушки, к которым крепится ремешок. Поэтому первые корпуса были с "культяшками" вместо привычных ушек. Потом пробовали вырубать корпус не за один, а за 12 проходов, на каждом этапе форма пресса все больше приближалась к форме корпуса. Но и это получилось не сразу.
      Кстати о стали, из которой изготавливают корпуса. Когда разрабатывалась "Амфибии", ни такой марки, ни тем более ленты нужного профиля в стране не выпускалось. И нам пришлось добиваться внесения новой позиции в ГОСТ.

Белова В.Ф.

       В корпусе изменения коснулись не только материала. На "Амфибии" впервые были использованы завинчивающаяся головка и диск времени. Если перед погружением установить "О" диска против минутной стрелки, то потом по цифрам на диске можно будет определить время нахождения под водой. Только в 90-х годах эти элементы появились на "Командирских". Задняя крышка тоже была особенной: вместо 0,5 мм, как на обычных часах, она имела толщину 1 мм. Даже гайка, которая держит крышку, была усилена.

Новиков М. Ф.

       После создания "Амфибии" по нашему предложению был изменен международный стандарт на часы для подводного плавания. В него был включен пункт о том, что если под водой перпендикулярно к головке или кнопкам часов приложить усилие, то они не должны пропустить влагу. Конечно, "Амфибия" этому требованию удовлетворяла.

Амфибия

"Но наш бронепоезд..."

Новиков М. Ф.

      Выпускалась и военная модификация "Амфибии" - НВЧ-30. Когда моряки пришли в НИИЧАСПРОМ с заказом на часы для водолазов, им сказали, что в Чистополе уже выпускают похожую модель. Чтобы обеспечить требуемую флоту герметичность до 30 атм, нам пришлось модифицировать серийную "Амфибию". НВЧ-30 отличались конфигурацией стекла, более толстой крышкой.

Амфибия

Белова В.Ф.

      Эти часы испытывали по очень жесткой программе. Даже ремешок па прочность проверяли. Кстати, крепление у ремешка на НВЧ-30 тоже было свое, немного странное виду, но очень прочное.

Новиков М. Ф.

      Основная часть испытаний проводилась в НИИЧАСПРОМе, а приемо-сдаточные проходили во время учений флота на Северном море. Кстати, на них репетировали что-то похожее на спасение экипажа "Курска". Подводная лодка (тогда, правда, дизельная) легла на дно на глубине 120-130 метров, имитируя аварию. Были два спасательных корабля, колоссальный плавучий кран "Карпаты", водолазные колокола, камеры декомпрессии, бригада водолазов. Не знаю, куда это все делось сейчас. Схема работы такова. Колокол спускается с корабля, устанавливается на специальную стыковочную площадку на лодке, прижимается к ней за счет давления. Из лодки в колокол переходят люди, их поднимают наверх в декомпрессионную камеру. На тех учениях поднимали одну группу моряков из шести человек. Наши часы были у водолазов, которые работали на глубине. И испытания, и учения прошли хорошо.
      На этих испытаниях часы проверяли на предельных глубинах - более 100 метров, хотя реально они предназначались для других целей. У водолазов-глубоководников постоянная радиосвязь с кораблем, да и в их тяжелом снаряжении на такой глубине просто неудобно смотреть на часы. А для аквалангистов, боевых пловцов наши НВЧ-30 были незаменимы.

Амфибия




Часовой бизнес №1/2001


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Золотая Aura "Из алюминия - самолет, из железа - трактор, из меди - провод. А из золота - сплошная судимость!" - так говорили геологи в советские времена.
Новые высоты Hermle Внушительные капиталовложения в производство, открытие нового, оборудованного по последнему слову техники, заводского корпуса, серьезное обновление модельного ряда...
Сергей Маковецкий. Один из самых пластичных и многогранных актеров современности, который может сыграть практически любую роль.
Classique Это, пожалуй, самый классический вечный календарь. Несмотря на сравнительно небольшой диаметр корпуса (39,3 мм), циферблат получился классически строгим и неперегруженным.
© 2007 «TimeWay»