Главная Статьи Маленькие трагедии ЕТА 2000-1
 

Маленькие трагедии

ЕТА 2000-1

       Механизм ЕТА 2000-1 встречается в часах многих компаний. Этот автоматический калибр имеет небольшие размеры и используется и в мужских, и в женских моделях, как правило, ценовой категории от тысячи долларов. Поэтому лучше всего этот механизм характеризует поговорка "Мал золотник, да дорог".

       Когда мы говорим "дорог", мы имеем в виду не цену механизма - она-то как раз невысока, что и является основной причиной его высокой популярности наряду с малыми габаритами, обеспечивающими универсальность применения. Дорог ЕТА 2000-1 тем, что дорого обходится в эксплуатации и способен вызвать нешуточную головную боль у часовых мастеров.
       ЕТА 2000-1 почти всегда встречается в стандартной модификации с автоподзаводом и обычным календарем, и только в последнее время были попытки создания на его базе хронографа. Основные недостатки конструкции проистекают из ее малых размеров, делающих механизм особенно чувствительным к внешним воздействиям - его диаметр всего 19,4 мм при толщине 3,6 мм. Это же обстоятельство, вкупе с не совсем удачной компоновкой, затрудняет и ремонт часов.
       Одним из узлов, чаще всего вызывающих нарекания, является автоподзавод. Декларируемый запас хода - 42 часа, но у хозяев, ведущих недостаточно активный образ жизни, часы не всегда "выхаживают" ночь. Причина - малая масса сектора в сочетании с однонаправленной системой автоподзавода, в которой одно из направлений вращения является холостым. Излишне напоминать о том, что частые остановки механизма не лучшим образом сказываются на его функционировании, как, впрочем, и длительные перерывы в работе, приводящие к загустеванию смазки.
Механизм ЕТА 2000-1        Между тем примененная конструкция автоподзавода чутко реагирует на высыхание масла и является самым уязвимым местом в нашем механизме. В первую очередь это касается конструкции барабанного моста и малого моста подзавода, а также реверсивного колеса автоподзавода. Дело в том, что собачка и передаточные шестерни обоих мостов сделаны несъемными, то есть просто-напросто расклепаны. Ввиду этого даже небольшой износ металла, вызванный загустением смазки, приводит к люфтам и вынуждает менять мост целиком, в сборе. Впрочем, такое правило можно отнести к большинству неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации ЕТА 2001-1. Отремонтировать какую-либо деталь из-за ее малых размеров очень сложно. Выход один - замена.
       Еще одно "больное место" механизма - узел хода. Чаще всего наблюдается "зашелачивание" палет анкерной вилки. Правильная установка камней палет - весьма кропотливая операция, способная занять целый день работы за микроскопом. Кроме того, тут требуется большой опыт, а в заводских условиях используется и специальный оптический проектор. Поэтому в повседневной практике приходится подбирать одну из нескольких анкерных вилок, а зачастую менять ее в паре с анкерным колесом. В противном случае часы могут выходить далеко за границы точности хода (-5/+20 с), обычно указываемые в паспортных данных.
       Иногда встречаются случаи заводского брака, заключающиеся в превышении рабочих зазоров секундного колеса и обусловленные неправильной установкой камней на мосту и платине механизма. В результате перекоса секундное колесо задевает за соседние передачи, что приводит к быстрому износу деталей или преждевременной остановке часов. Такие неисправности устраняются относительно просто, путем выпрессовки и подъема соответствующих камней.
Механизм ЕТА 2000-1        Неправильная эксплуатация часов с ЕТА 2000-1 способна лишь обострить предрасположенность механизма к хроническим болезням, свойственную ему от рождения. В первую очередь это касается случаев проникновения влаги внутрь часов. Лучшая рекомендация хозяину часов с "подмоченной репутацией" - в тот же день найти время и заглянуть в часовую мастерскую. Даже недельное заключение воды, тем более морской, в закрытом корпусе способно начисто вывести из строя весь механизм. Все трибы сделаны из обычной, легко ржавеющей стали и имеют очень мелкие зубцы. А в мелких калибрах даже едва начавшую корродировать деталь уже не спасти. Если же расторопный владелец часов вовремя отдал их в руки часовщика, требуется немедленно разобрать и промыть весь механизм, после чего произвести тщательную смазку. Особое внимание следует обратить на сложные и уязвимые детали системы автоподзавода - малый и барабанный мосты. Для смазки осей всех четырех передаточных шестерен и собачки рекомендовано густое масло Moebius D5. И обязательно проявите особую заботу о склонном к повышенному износу фрикционе реверсивного колеса. Еще одно слабое место - палетные камни анкерной вилки - необходимо смазать специальной маркой Moebius 941. Ударные воздействия на часы незамедлительно отражаются на работе миниатюрного баланса. Наиболее часто требующиеся для ремонта детали Точность хода сразу падает минут на пять в сутки или часы и вовсе останавливаются. Чаще всего гнутся цапфы оси баланса и выбивается бушон. Рецепт прост - замена узла баланса в сборе. В общем, механизм очень плохо переносит влагу и удары, что следует непременно иметь в виду владельцам часов с ЕТА 2000-1.
       Продавцам таких часов просто необходимо знать перечисленные особенности и по возможности предупреждать покупателя о правилах эксплуатации. Ведь большинства проблем легко избежать, если регулярно, раз в год-полтора, проводить профилактику механизма, сопряженную с его разборкой, промывкой и повторной смазкой. Тогда масло на передаче автоподзавода просто не успеет загустеть и проблемные детали останутся в целости. Особенно это следует учесть дистрибьюторам, дающим на часы двухлетнюю гарантию, ведь особенности ЕТА 2000-1 часто заявляют о себе еще до истечения гарантийного срока. При регулярной профилактике расстроенному владельцу не придется коротать без часов пару месяцев, ожидая, пока необходимая для ремонта дорогая деталь поступит из-за границы.

Часовой бизнес №5 2003


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Дмитрий Цедро: Часы - это больше, Чем деньги Второй год на часовом рынке работает российская компания Tsedro. Сделав ставку на выпуск коллекционных механических часов в корпусах из драгоценных металлов, украшенных бриллиантами, сапфирами, рубинами, дизайнеры компании используют в качестве основы отечественные калибры, подвергая их не просто переборке, а кардинальной переделке.
Seiko Rivoli: прощай, традиции! Настоящая женщина никогда не откажется надеть на руку изящный витой браслетик с плавно изогнутыми формами, который при ближайшем рассмотрении оказывается... надежными и удобными часами из знаменитой коллекции Rivoli от Seiko.
Голубая Земля Seiko В нынешнем году компания Seiko, очевидно, решила сделать ставку на спортивные часы. Это объясняется не только активной рекламой серии Sportura, но еще и тем, что японский часовой гигант довольно неожиданно оснастил своими самыми популярными кварцевыми механизмами модели серии The Great Blue.
Стивен Форси "Наше кредо - лучше меньше да лучше"
© 2007 «TimeWay»