Главная Статьи Маленькие трагедии ЕТА 2000-1
 

Маленькие трагедии

ЕТА 2000-1

       Механизм ЕТА 2000-1 встречается в часах многих компаний. Этот автоматический калибр имеет небольшие размеры и используется и в мужских, и в женских моделях, как правило, ценовой категории от тысячи долларов. Поэтому лучше всего этот механизм характеризует поговорка "Мал золотник, да дорог".

       Когда мы говорим "дорог", мы имеем в виду не цену механизма - она-то как раз невысока, что и является основной причиной его высокой популярности наряду с малыми габаритами, обеспечивающими универсальность применения. Дорог ЕТА 2000-1 тем, что дорого обходится в эксплуатации и способен вызвать нешуточную головную боль у часовых мастеров.
       ЕТА 2000-1 почти всегда встречается в стандартной модификации с автоподзаводом и обычным календарем, и только в последнее время были попытки создания на его базе хронографа. Основные недостатки конструкции проистекают из ее малых размеров, делающих механизм особенно чувствительным к внешним воздействиям - его диаметр всего 19,4 мм при толщине 3,6 мм. Это же обстоятельство, вкупе с не совсем удачной компоновкой, затрудняет и ремонт часов.
       Одним из узлов, чаще всего вызывающих нарекания, является автоподзавод. Декларируемый запас хода - 42 часа, но у хозяев, ведущих недостаточно активный образ жизни, часы не всегда "выхаживают" ночь. Причина - малая масса сектора в сочетании с однонаправленной системой автоподзавода, в которой одно из направлений вращения является холостым. Излишне напоминать о том, что частые остановки механизма не лучшим образом сказываются на его функционировании, как, впрочем, и длительные перерывы в работе, приводящие к загустеванию смазки.
Механизм ЕТА 2000-1        Между тем примененная конструкция автоподзавода чутко реагирует на высыхание масла и является самым уязвимым местом в нашем механизме. В первую очередь это касается конструкции барабанного моста и малого моста подзавода, а также реверсивного колеса автоподзавода. Дело в том, что собачка и передаточные шестерни обоих мостов сделаны несъемными, то есть просто-напросто расклепаны. Ввиду этого даже небольшой износ металла, вызванный загустением смазки, приводит к люфтам и вынуждает менять мост целиком, в сборе. Впрочем, такое правило можно отнести к большинству неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации ЕТА 2001-1. Отремонтировать какую-либо деталь из-за ее малых размеров очень сложно. Выход один - замена.
       Еще одно "больное место" механизма - узел хода. Чаще всего наблюдается "зашелачивание" палет анкерной вилки. Правильная установка камней палет - весьма кропотливая операция, способная занять целый день работы за микроскопом. Кроме того, тут требуется большой опыт, а в заводских условиях используется и специальный оптический проектор. Поэтому в повседневной практике приходится подбирать одну из нескольких анкерных вилок, а зачастую менять ее в паре с анкерным колесом. В противном случае часы могут выходить далеко за границы точности хода (-5/+20 с), обычно указываемые в паспортных данных.
       Иногда встречаются случаи заводского брака, заключающиеся в превышении рабочих зазоров секундного колеса и обусловленные неправильной установкой камней на мосту и платине механизма. В результате перекоса секундное колесо задевает за соседние передачи, что приводит к быстрому износу деталей или преждевременной остановке часов. Такие неисправности устраняются относительно просто, путем выпрессовки и подъема соответствующих камней.
Механизм ЕТА 2000-1        Неправильная эксплуатация часов с ЕТА 2000-1 способна лишь обострить предрасположенность механизма к хроническим болезням, свойственную ему от рождения. В первую очередь это касается случаев проникновения влаги внутрь часов. Лучшая рекомендация хозяину часов с "подмоченной репутацией" - в тот же день найти время и заглянуть в часовую мастерскую. Даже недельное заключение воды, тем более морской, в закрытом корпусе способно начисто вывести из строя весь механизм. Все трибы сделаны из обычной, легко ржавеющей стали и имеют очень мелкие зубцы. А в мелких калибрах даже едва начавшую корродировать деталь уже не спасти. Если же расторопный владелец часов вовремя отдал их в руки часовщика, требуется немедленно разобрать и промыть весь механизм, после чего произвести тщательную смазку. Особое внимание следует обратить на сложные и уязвимые детали системы автоподзавода - малый и барабанный мосты. Для смазки осей всех четырех передаточных шестерен и собачки рекомендовано густое масло Moebius D5. И обязательно проявите особую заботу о склонном к повышенному износу фрикционе реверсивного колеса. Еще одно слабое место - палетные камни анкерной вилки - необходимо смазать специальной маркой Moebius 941. Ударные воздействия на часы незамедлительно отражаются на работе миниатюрного баланса. Наиболее часто требующиеся для ремонта детали Точность хода сразу падает минут на пять в сутки или часы и вовсе останавливаются. Чаще всего гнутся цапфы оси баланса и выбивается бушон. Рецепт прост - замена узла баланса в сборе. В общем, механизм очень плохо переносит влагу и удары, что следует непременно иметь в виду владельцам часов с ЕТА 2000-1.
       Продавцам таких часов просто необходимо знать перечисленные особенности и по возможности предупреждать покупателя о правилах эксплуатации. Ведь большинства проблем легко избежать, если регулярно, раз в год-полтора, проводить профилактику механизма, сопряженную с его разборкой, промывкой и повторной смазкой. Тогда масло на передаче автоподзавода просто не успеет загустеть и проблемные детали останутся в целости. Особенно это следует учесть дистрибьюторам, дающим на часы двухлетнюю гарантию, ведь особенности ЕТА 2000-1 часто заявляют о себе еще до истечения гарантийного срока. При регулярной профилактике расстроенному владельцу не придется коротать без часов пару месяцев, ожидая, пока необходимая для ремонта дорогая деталь поступит из-за границы.

Часовой бизнес №5 2003


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Corum Все 50 лет своего существования фирма Corum отличалась стремлением выделяться на фоне конкурентов за счет оригинальности своих творений.
Classique Реплика знаменитой и одной из самых известных моделей Candino, которой исполнилось 50 лет, вышла в коллекции Tradition.
Ретрограды Так называется стрелка, которая двигается по дуге и, дойдя до конца шкалы, «прыгает» обратно на нулевую отметку.
Часовые гарнитуры До недавнего времени часовые комплекты (сеты) рождались на свет крайне редко и особо ценились коллекционерами. Однако, судя по всему, ведущие производители решили исправиться и пытаются приучить поклонников высокого часового искусства покупать целые гарнитуры часов.
© 2007 «TimeWay»