Главная Статьи Иногда они возвращаются
 

ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

текст: Лиза ЕПИФАНОВА


Известия о пропаже знаменитых часов всегда вызывают чувство сожаления. Но надо ли, чтобы их находили? Как говорил Конфуций, лучше путешествовать с надеждой, чем достичь места назначения.




Я иногда думаю: что же сталось с часами Джорджа Буша, так ловко украденными у него прямо с руки во время встречи с албанским народом в июне прошлого года? Учитывая, что это был 50-долларовый Timex и немного зная албанский народ, вряд ли можно предположить, что вор президентские часы носит. Уж скорее он предпочтет поддельный, а то и настоящий Rolex. А с часами Буша сейчас играет какой-нибудь албанский школьник, или они висят над стойкой бара в Тиране или Бари как честно добытый в бою трофей. Во всяком случае, вряд ли они когда-нибудь всплывут на аукционе или в зале суда, взорвав заголовки газет выкриками «Часы Буша найдены!». Впрочем, и новость о самой краже была не более чем событием одного дня, повеселившим читателей курьезностью всего происшедшего. Но что было бы, носи президент США не кварцевый Timex, а какую-нибудь навороченную механику? Наверное, албанцы ждут не дождутся, когда к ним с визитом приедет Николя Саркози, предпочитающий Patek Philippe, Cartier и Breitling, или кто-нибудь из российских политиков и олигархов. Наверняка история бы продержалась в прессе намного дольше, крупное изображение часов и их точное описание обошло бы все специализированные часовые журналы, а сама модель была бы занесена в список «великих пропаж» — как тот самый Rolex, подаренный Мерилин Монро Кеннеди, тщательно скрываемый от публики тридцать лет и лишь три года назад выставленный на Sotheby's.


Что это все доказывает, спросите вы? Лишь то, что, в отличие от многих других предметов, применительно к часам важность их пропажи зависит в первую очередь от самого украденного или потерянного экземпляра, а не от личности, у которой его украли. В каком-то смысле часы оказываются гораздо важнее людей, пусть и знаменитых. А интересная кража — это целое искусство, которая, как сюжет авантюрного романа, держится на нескольких важных составляющих. Сюжет этот может быть эпическим, приключенческим, трагическим и даже фарсовым. В любом случае его главным героем являются вовсе не люди. Даже самые известные из них становятся лишь статистами, когда разговор заходит о маленьком тикающем механизме. Главный герой в этих историях всегда неизменен: сами часы. Итак...


СЮЖЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ


Первый вопрос, который многие русские журналисты задавали Николасу Хайеку, когда он приезжал в конце прошлого года на открытие бутика Breguet в Москву, был вовсе не про бутик или производство. Их гораздо больше интересовало, рад ли он тому, что легендарные часы Марии-Антуанетты наконец-то нашлись? На что господин Хайек отвечал, что, рад, разумеется, конечно... Но особого энтузиазма в его голосе не слышалось. И еще добавлял: пусть вначале подтвердится, что это именно те самые часы. В общем-то главу Breguet можно понять. Нынешняя слава дома Breguet отчасти держалась на романтической истории самого сложного творения Авраама-Луи Бреге, законченного мастером после смерти той, для кого они были предназначены, сменившего затем множество именитых владельцев и, наконец, ставшего жертвой дерзкого ограбления. История эта настолько сложная и захватывающая, что превзошла по сложности и нереальности сами часы. То, что уникальную модель нельзя увидеть и пощупать, уже более 30 лет только подстегивало интерес публики к изделию и марке в целом. Тем более что Николас Хайек затеял и осуществил грандиозный проект: воссоздал часы Марии-Антуанетты по описаниям и рисункам. Созданный в ходе проекта клон должен был стать триумфом современного Breguet, логичным завершением этой истории в стиле «мастер умер, королеву казнили, часы пропали, но часовое искусство — вечно!». И вдруг, словно чертик из табакерки, всплывают настоящие часы, без особой помпы возвращенные анонимным адвокатом... И правда, найденный шедевр уже не так притягателен, как безвозвратно утраченный.


Историю этих часов знают, наверное, все, кто знаком с историей Breguet. В 1783 году Бреге получил поразительный заказ от одного из офицеров королевской гвардии: Мария-Антуанетта желала приобрести часы, в которых бы объединялись все существовавшие на тот момент усложнения и изобретения в часовом деле. Ни стоимость, ни сроки королеву не интересовали. Со стоимостью понятно, «все могут короли». А вот время не подвластно даже им, и со сроками королева погорячилась: когда Бреге закончил-таки работу, Марию-Антуанетту уже казнили. Мастер решил никому не продавать эти часы.


Впервые часы Marie Antoinette были представлены публике в 1827 году, через четыре года после кончины самого Бреге. Только тогда знатоки часовой механики смогли убедиться, что он действительно был гением усложнений и сумел собрать все достижения часовой мысли под крышкой одного корпуса. В XIX веке шедевр успел сменить нескольких владельцев, пока не оказался в руках одного из самых преданных поклонников Бреге — сэра Дэвида Саломонса, первого иудейского мэра Лондона. Его дочь, Вера Саломонс, передала всю коллекцию Иерусалимскому музею исламского искусства LA. Meyer, чей основатель и эпоним был ее университетским преподавателем. Злой рок, преследовавший эти часы еще с момента заказа, настиг их и здесь: в ночь с 15 на 16 апреля 1983 года часы «Мария-Антуанетта» и еще ряд редких экземпляров были украдены. Иерусалимская газета Haaretz тогда намекала, что степень осведомленности воров и чистота их работы свидетельствует о приближенности к музейному окружению и связях с мафией. Но полиция так и не смогла выйти на след похитителей, и дело, говоря языком российских оперов, превратилось в типичный «висяк».


Прошло более двадцати лет. За это время тема механических часов успела оказаться погребенной под сотнями передовых сверхсовременных электронных моделей и восстать из небытия. Марка Breguet сменила двоих владельцев. И вот в 2006 году некий часовой мастер связался с музеем, поскольку к нему через адвоката обратилась вдова британского бизнесмена, просившая оценить коллекцию мужа. Часовщик тут же опознал в ней украденные шедевры. Через год переговоров с адвокатом дамы коллекция была возвращена в обмен на символическое вознаграждение и при условии полной анонимности.


В том, что найден действительно тот самый шедевр Бреге, мы сможем убедиться не раньше середины этого года. Именно тогда закончится экспертиза, и только тогда будет ясно, можно ли поставить точку в этой истории. Но самое главное, тогда мы получим ответ на вопрос: какие часы лучше — Бреге или Хайека?


СЮЖЕТ ДВАЖДЫ ДЕТЕКТИВНЫЙ


А вот совершенно иной поворот развития темы «Часы украденные и возвращенные». Легендарный Omega Speedmaster Professional Chronograph, принадлежащий астронавту Эдвину «Баззу» Олдрину, стал первыми часами, которые побывали на лунной поверхности. Два часа и сорок минут, которые Базз Олдрин и Нил Армстронг провели на Луне в июле 1969 года, были отмерены именно этим хронографом. Хотя у Армстронга был такой же, он оставил его на борту корабля, потому что в самом модуле вышли из строя стационарные часы (видимо, на тех не было заветной маркировки Swiss Made).


В 1973 году, через два года после увольнения из NASA, Олдрин отправил на выставку в Смитсоновскии институт несколько своих вещей, имевших отношение к лунной экспедиции. После окончания выставки экспонаты вернулись. Все — за исключением часов и нескольких медалей. Полиция и ФБР вели долгое расследование, но так и не смогли выяснить, кто, в какой момент украл часы из института и, главное, куда они делись. А в 2003 году Стивен Морли, бизнесмен на пенсии из города Лонг-Бич в Калифорнии, обратился в суд с просьбой установить подлинность его Omega Speedmaster. Их описание и серийный номер 043 совпадали с номером, под которым в каталоге NASA был записан хронограф Олдрина.


Морли рассказал совершенно потрясающую историю. Оказывается, в 1991 году он увидел объявление в газете, предлагающее старые часы Omega. Бизнесмен очень заинтересовался и написал, что хотел бы приобрести Speedmaster, но его интересуют только модели, выпущенные до 1969-го. По его мнению, модели Omega, появившиеся после высадки на Луну, уже «не были такими интересными». В ответ он узнал, что нужный ему экземпляр есть и он может приобрести его за... 175 долларов.


«Часы в хорошем состоянии и очень точные, только немного царапали кожу, — рассказывал Морли, — я довольно долго ходил в них на работу». После выхода на пенсию Морли решил получше узнать историю своих часов, что и привело его сначала к звонку в NASA, а затем и в суд.


В лучших традициях американской юридической системы сразу после известия о находке началась судебная тяжба. На найденные часы претендовало правительство, утверждавшее, что они — достояние нации и потому должны быть выставлены в Смитсоновском институте. Ему не собирался уступать постаревший Олдрин, который считал, что часы вообще-то его, и он готов выплатить мистеру Морли компенсацию, но институт, не сумевший обеспечить должную охрану раритета, он к часам и на пушечный выстрел не подпустит. Процесс длился целый год, и ничто не мешало ему продолжаться дальше, если бы не назначенная судом экспертиза. Ее вердикт был однозначным: часы не те. Да, серийный номер совпадает, но это не та модель, которая летала на Луну.


Морли и его адвокат очень удивились такому решению, ведь на часах Олдрина не было никаких специальных отметок, чтобы с точностью установить их подлинность. У самого астронавта не осталось никаких документов на часы, не могут найти их и в Смитсоновском институте. Поэтому будут ли когда-либо часы Олдрина найдены и, главное, идентифицированы — неизвестно. Но если это произойдет, они могут стать самыми дорогими наручными часами в мире. Ведь даже за часы Морли, не дожидаясь результатов экспертизы, коллекционеры в 2004 году предлагали до 4 миллионов долларов.


СЮЖЕТ КУРЬЕЗНЫЙ


Последняя история не имеет отношения к особам королевской крови и другим знаменитостям, как, впрочем, и к легендарным часам. Она повествует о том, что кража часов может обернуться не трагедией, а неожиданной выгодой, причем почти для каждого человека.


Случилась она в начале прошлого года в Лондоне.    Полицейский    рейд   проверял несколько подозрительных ювелирных магазинов, и на складе одного из них было найдено большое количество часов — как оказалось, недавно украденных у почтенных граждан. В ювелирном магазине они оказались не случайно. Как выяснилось, обычной практикой для воров является проводить над украденными моделями «бриллиантовый тюнинг». Таким образом, они убивали сразу двух зайцев: с одной стороны, часы тут же в разы повышались в цене, с другой — их уже невозможно было узнать по описаниям, оставленным в полиции и на специализированных сайтах Lost&Found. Но полиция сумела разыскать всех владельцев по серийным номерам, указанным на механизмах, и вернуть им украденную собственность.


ДО КРАЖИ... ...И ПОСЛЕ

Да не просто вернуть, а с процентами! Одна дама, у которой похитили часы стоимостью 10 000 фунтов, получила их обратно уже в бриллиантовом обрамлении стоимостью 32 000 фунтов. А самый большой бонус получил владелец золотого Rolex Oyster: он приобрел их за 40 000 фунтов, а получил обратно подорожавшими до 200 000 фунтов. И не исключено, что если он решит продать свой Rolex, то благодаря фантастической истории, которая теперь сопровождает часы, цена может вырасти еще больше, а и без того не самый дешевый Rolex вообще превратится в коллекционный экземпляр. Как уже было сказано, хорошая кража — это не только преступление. Это еще и отличная история, из которой, в конечном счете, можно извлечь неплохую выгоду.


Часовой бизнес №2 2008


 



СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

После базельской премьеры - в Россию В 1975 году известная цюрихская фирма Desco von Schulthess AG впервые выпустила часы под маркой Maurice Lacroix в продажу в Австрии. Через год эта марка была запущена в Испании, через 4 года появились точки собственных продаж в Германии, а в 1995 году компания успешно вышла на американский рынок.
Frederique Constant Heart Beat Manufacture Хотя Петер Стае, чьей семье на протяжении нескольких поколений принадлежала компания Frederique Constant, возродил марку относительно недавно, за короткий срок она успела обрести довольно широкий круг поклонников.
Знак совершенства Эталонное качество, надежность и превосходство в деталях - не просто слова, если речь заходит о часах Omega.
«Люксэкспо». Оператор нового типа Создание компании «ЛюксЭкспо» означает гораздо большее, чем появление на свет еще одной оптовой фирмы. Благодаря уникальной «родословной» она вполне может стать поворотным пунктом в развитии российского рынка
© 2007 «TimeWay»