Главная Статьи Год бутиков
 
Год бутиков

Год бутиков

По ощущениям, сложившимся после посещения весенних выставок, часовой мир находится на распутье и мучительно соображает, что делать дальше.


Количество интересных новинок, представленных на крупнейших часовых выставках, постоянно колеблется. Один год мы видим целый фейерверк захватывающих моделей, идей и концепций. А в следующий раз, разглядывая большинство новинок, приходится играть в детскую игру "Найди 5 отличий" - настолько похожи они на прошлогодние. Причем поскольку разработка и освоение модели дело не быстрое, количество показанных новинок оказывается слабо связано с экономическим положением фирмы или другими факторами.
Несмотря на рекордные показатели, которых достигла в прошлом году часовая отрасль, нынешние выставки были скорее скучными, чем фантастическими. Безусловно, были и интересные модели, и новые идеи, но ярких, действительно запоминающихся вещей было мало.

Basel must!

Год бутиков

Официальный пресс-релиз Базельской выставки рапортует об очередных достижениях. Число посетителей составило 94 200 человек, что на 5 % больше, чем год назад. Наверное, 5 % не большой прирост, поскольку, по ощущениям, количество посетителей не увеличилось. Равно как мало изменился и их состав. Даже русская речь, вопреки опасениям, звучала по-прежнему часто. Опасения были связаны с чередой проблем, возникших у московских компаний. Перед выставкой многие гадали, сколько россиян будет в Базеле? Приехали все. Что делать: BaselWorld стал обязательным мероприятием для каждого, чей бизнес всерьез связан с часами. Именно так - BaselWorld это must! - высказали свое отношение к выставке 96 % опрошенных организаторами посетителей.

Рисковый рынок

Год бутиков

"О, русские! Вы все-таки приехали? Интересно зачем, если вы уже полгода ничего не покупаете?" - примерно такие слова читались в глазах большинства производителей. Россия, еще вчера считавшаяся одним из самых динамичных рынков и входившая в Топ-15, внезапно стала лидером по количеству головной боли. Последние отгрузки у многих компаний прошли чуть ли не в сентябре. "Я остановил все операции в России, - говорит глава одной всемирно известной фирмы. - Против наших российских партнеров идет следствие. Я сам приехал в Москву, но меня без объяснения причин 8 часов продержали в "Шереметьево". Конечно, Россия - большой рынок. Но не единственный, и мы не намерены ради вашей страны терять деньги и нервы".
В этом году редкая встреча производителей с российскими дистрибьюторами проходила в теплой дружеской обстановке. Гораздо чаще шло скрытое или открытое выяснение отношений. Швейцарцы выражали недовольство остановкой продаж, требовали перезаключения контрактов, грозили сменой дистрибьютора и т. п. В ответ россияне пытались добиться от иностранцев инвойса, оформленного в соответствии с требованиями российской таможни, разбирались, кто кому должен денег, и объясняли, что от смены дистрибьютора ситуация не улучшится. Кто-то из наших поспешил воспользоваться сложностями соотечественников и перехватил дистрибуцию по ряду марок. Другие, страхуясь, целыми днями нарезали круги вокруг отдельных стендов, отгоняя от них конкурентов. Так или иначе, но распределение марок по дистрибьюторам в итоге осталось по большей части прежним.
И если уж речь зашла о соотечественниках, хочется сказать об экспозиции российских производителей. В отчете об Inhorgenta я писал, что наши часовщики научились-таки делать продукцию, которая едва ли не превосходила то, что было выставлено на большинстве остальных стендов. Разумеется, Базель - не Мюнхен, уровень фирм здесь совсем иной, и сравнивать "союз" с Patek Philippе - нельзя. Но и здесь наши часы как товар смотрелись вполне достойно. Конечно, в зал 1.0 нашим пока рано, но в зале 5.1 и даже в 1.1 большинство российских часов смотрелись бы вполне гармонично. Поэтому было очень обидно, что в этот раз россиянам досталось крайне неудачное расположение. Их разместили на нижнем этаже ювелирного зала, где никто из посетителей выставки и не ожидал встретить часы. Стенды "Волмакса", "Востока-Европы", "Рекорда-Союза" и "Славы" даже не были указаны в информационном буклете, посвященном часовым. Но тот факт, что даже при столь неудачном расположении большинство компаний сумели-таки найти партнеров, лишний раз говорит о более чем приличном качестве продукта.

Новоселье

Год бутиков

Во все времена расположение и размер стенда на BaselWorld служил своего года отражением статуса компании в часовом мире. статус, так же как и имидж марки, вещь довольно статичная и меняется редко. Поэтому и стенды у большинства участников BaselWorld остаются неизменными едва ли не десятилетиями. Иногда кажется, что если оставить сумку на одном из них, то через год преспокойно найдешь ее на том же месте. В этом году постоянные посетители BaselWorld, привыкшие к стабильному расположению и неизменному дизайну стендов, были немало удивлены переменами.
Самое большое обновление претерпел павильон 2, где традиционно размещаются стенды ювелирных компаний. Один из его углов, получивший название First Avenue, был перестроен, и там впервые за всю историю выставки разместились двухэтажные стенды крупнейших компаний. Таким образом ювелиров наконец-то уравняли в правах с часовщиками, для которых огромные двух- и даже пятиэтажные дворцы стали привычными.
Но First Avenue появилась не случайно: казалось, у организаторов выставки есть проблемы с заполнением ювелирного павильона. На невостребованное ювелирами место "поселили" несколько часовых компаний, включая уже упоминавшихся россиян. Затем перетасовали остальные павильоны. Кого-то из павильона 5, где по негласной иерархии располагаются "многообещающие" и "не совсем швейцарские" марки, перевели в 1.1 ("швейцарские, но не самые престижные"). Ряда имен выставка недосчиталась: Chaumet, Titoni, Barthelay, Hermle и еще несколько немецких марок. Выставка - мероприятие недешевое, и некоторые компании сочли, что могут найти лучшее применение для полумиллиона долларов. Зато Swatch Group расползлась за пределы своей центральной площадки в зале 1.0. На втором этаже в зале 1.1 появились стенды cK Bijoux, Leon Hatot Jewellery, Mango (ювелирная линия титульного брэнда Swatch) и Endura.
И лишь в главном зале выставки - 1.0 - изменений в составе жильцов почти не произошло. Зато обновились стенды. Breitling, прославившийся тем, что каждый год привозил на выставку то самолет, то лимузин, в этом году разместил на стенде огромный 60-тонный аквариум с тысячей рыб. Corum обклеил весь стенд кожей морского ската (крайне дорогой материал) и украсил оригиналами картин Кокто и других известных художников из личной коллекции северина Вундермана. По этому поводу кто-то из наших высказался в духе: "Здесь одна рама стоит дороже, чем многие стенды вместе со всей продукцией". Обновился дизайн стендов Pequignet, Eterna. Seiko привезла болид "Формулы-1" и гору каких-то бочек.
Не меньшие изменения произошли на втором этаже. Dior, Maboussin, Korloff, Harry Winston, Hermes, Guess, Fossil полностью изменили дизайн стендов. Как выяснилось, компании затеяли перестройку не просто так. Все они приняли в качестве одного из основных направлений развития открытие фирменных бутиков. И новый дизайн выставочного стенда демонстрирует облик будущих магазинов.
Вообще, эпидемия под названием "бути-комания" захлестнула часовой рынок. Почти каждая более-менее уважающая себя компания или уже открыла, или в ближайшие месяцы планирует открыть бутики в крупнейших городах мира. Большинство из них посматривает и в сторону Москвы. Во всяком случае, руководители нескольких компаний задавали вопросы о возможности найти в Москве подходящее помещение. При этом никто не говорит о коммерческом эффекте бутика - он просто должен быть.

Тенденции-2006

Год бутиков

Ну а что же сами часы? Увы, интересных моделей в этом году было немного. Ситуация в чем-то похожа на 2004 год, когда большинство компаний представили слегка модифицированные версии прежних бестселлеров. Однако некоторые тенденции в часовой моде выделить все же можно.
Во-первых, возвращается волна популярности квадратных и прямоугольных часов. Их представили почти все производители, даже те, кто, как Breitling, всю жизнь принципиально выпускали только круглые модели.
Во-вторых, часовщики все больше поворачиваются в сторону слабого пола. Большинство новинок приходилось именно на женские модели. Как и положено, в них активно используются камни и яркие краски. Но главным цветом 2006 года был белый, т. е. цвет стали или белого золота. Моделей желтого или красного золота намного меньше. И уж совсем экзотикой выглядели двухцветные часы. Наряду с белым набирает популярность черный цвет корпусов и браслетов.
Третьей тенденцией этого года стало активное движение часовых компаний в сторону бижутерии и ювелирных изделий. Многие производители стали дополнять часы ассортиментом различных украшений, выполненных в том же стиле. Подобными вещами в прошлом баловались некоторые фэшн-марки. Но теперь волна докатилась и до традиционных часовых брэндов. В Базеле свои коллекции ювелирных изделий представили Breguet, cK, D&G, Blancpain, Leon Hatot, Van Der Bauwede и многие-многие другие.
Одна из версий, объясняющих довольно маленькое количество новинок, сводится к тому, что в этом году компании постарались представлять только готовые к выпуску модели. Не секрет, что в прошлые годы большинство показанных на выставке новинок представляли собой лишь макеты. Многие из них появлялись в продаже только спустя 6, а то и все 12 месяцев после премьеры, что создавало различные сложности. Помню, года четыре назад дело дошло до смешного. Одну из базельских премьер - модель Intuition - компания Maurice Lacroix начала поставлять только осенью. А точно те же часы в исполнении известного корейского производителя были в продаже уже в июне. В этом году 99 % показанных в Базеле новинок или уже запущены в производство, или появятся в продаже в течение одного-двух месяцев.

Страшная дата

Три года назад Хайек переполошил часовой мир обещанием прекратить с 2006 года поставки механизмов сторонним фирмам. Поэтому BaselWorld-2006 ждали с интересом: что же произойдет? Не произошло, по большому счету, ничего. Несмотря на наступление страшной даты, Swatch Group по-прежнему поставляет механизмы всем желающим. Но само заявление Хайека подтолкнуло часовщиков к разработке собственных механизмов. И хотя сегодня опасность остаться без моторов, кажется, миновала, процесс уже набрал силу. Почти каждая уважающая себя компания считает своим долгом иметь хотя бы один собственный калибр. Многие, как Maurice Lacroix и Frederique Constant, сделали собственные механизмы гвоздем выставочных презентаций.
Вместе с тем отношение часовщиков к "доморощенным" механизмам неоднозначно. с одной стороны, это позволяет компаниям выделится, с другой - создает множество проблем. Чаще всего по основным параметрам, в т. ч. надежности, собственные калибры уступают стандартным EТА, а если владелец часов столкнется с необходимостью ремонта, то будет вынужден несколько месяцев ждать нужную запчасть. Но производители считают, что это мелочи. Главное - у нас есть свой механизм, мы - мануфактура!

Делу - время!

Год бутиков

Женевский салон высокого часового искусства по облику и концепции - почти полная противоположность выставки в Базеле. Однако внутри отличий гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд. если откинуть несколько моделей, представленных в виде прототипа с неясными перспективами запуска в серийное производство (в отличие от Базеля здесь еще не переболели прототипами), то интересных новинок останется опять же пяток. Тенденции все те же: больше женских, элегантных, белых (с поправкой на иной ценовой диапазон - платиновых) моделей, своих механизмов. Roger Dubuis показал сразу 6 новых калибров, а Jaeger-LeCoultre - целых 7. Vacheron Constantin запустил платиновую коллекцию. Cartier представила совершенно новую женскую модель La Donna.
А вот команда Вартана сирмейкеса наглядно показывает, что даже серьезным делом можно заниматься с юмором. еще не было года, чтобы наряду с чем-нибудь революционно сложным на вилле Жанто не показали какую-нибудь откровенно издевательскую модель. WPHH-2006 не стал исключением. В качестве первого выступил турбийон с вечным календарем, запрограммированным не на 100, а на 1000 лет. А в качестве шутки модель, в которой часовая стрелка в течение суток движется с разной скоростью. Расстояние между часовыми отметками в рабочее время в 2-3 раза меньше, чем в обед или вечером, в часы отдыха. "Растяни удовольствие!" - так и говорят часы.
Но если говорить серьезно, то шоу в Жанто в этот раз было несколько странным. Во-первых, все ждали, что же покажут недавно пришедшие в группу Rodolphe и Barthelаy. Ответ на этот вопрос так и остался загадкой: их экспозицию выставили на один день и быстренько убрали до прихода основной части публики. А во-вторых, в этом году почему-то не было традиционной пресс-конференции.

Перепутье

Не могу объяснить почему, но на выставках чувствовалась какая-то растерянность часовщиков. Пока дела идут отлично. Но ответа на вопрос "Что делать дальше?" не знает, похоже, никто. По количеству осмысленных и бессмысленных усложнений большинство компаний подошло к пределу. Особенно ярко это доказывают примеры Patek Philippe и Franck Muller. естественно, что у фирм разного масштаба этот предел разный, но суть не меняется: дальше усложнять часы некуда или незачем. Близка к логическому пределу попытка двинуться в сторону ювелирного искусства. Чтобы увеличить количество бриллиантов, нужно увеличивать размеры корпуса. Но как бы ни были популярны крупные часы, а изделия диаметром 53 мм и весом в 500 граммов представляются пределом того, что можно надеть на руку.
Что остается? Осваивать новые технологии, придумывать истории, подписывать контракт с "Формулой-1"? О, да, все это делается. Часовщики объединяются и разрабатывают новые технологии (Patek Philippе, Swatch Group, Rolex, Ulysse Nardin). Только непонятно, сыграет ли их использование в плюс или в минус компаниям, ведь часовой мир очень консервативен. Пока первопроходцы очень осторожно рассказывают о своих достижениях. Попытки присоседиться к "Формуле-1", команде Кусто и известным спортсменам на деле означают, что свойств самого товара уже недостаточно для его продвижения. И не потому, что товар плох - вовсе нет. Просто ему уже нельзя придать какие-то яркие свойства, которые бы выделили изделие среди конкурентов и были бы востребованы покупателем. К тому же команд в "Формуле-1" значительно меньше, чем часовых брэндов - на всех не хватит.
В итоге часовщики двинулись за пределы собственно часов. Кто-то взялся развивать ювелирное направление, кто-то - открывать бутики. Экономический эффект от последней идеи заведомо отрицательный, зато есть где устроить презентацию. Вот и получается, что этот год стал годом бутиков.







Часовой бизнес №3/2006


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Золотой Век Бронзы Придать достойному домашнему интерьеру еще большую респектабельность, эффектность и парадность, то есть ампирный стиль, не просто, а очень просто. Достаточно приобрести бронзовую статуэтку или часы.
Ретрограды Так называется стрелка, которая двигается по дуге и, дойдя до конца шкалы, «прыгает» обратно на нулевую отметку.
Фонтан идей Задавленные рекламой, большинство людей сегодня искренне считают, что родиной часов является Швейцария. И мало кто помнит, что искусство создавать хитроумные приборы времени пришло сюда из Франции.
Браслет с часами В мире haute horlogerie стремительно набирает силу новая (а точнее, хорошо забытая старая) тенденция: ведущие часовые и ювелирные брэнды выпускают не часы с браслетом, а браслеты с часами.
© 2007 «TimeWay»