Главная Статьи Генезис интерьерных часов
 

Генезис интерьерных часов

              Первые декоративные, они же интерьерные часы представляли собой уменьшенный вариант башенных часов и даже выглядели похоже: колесная система с гирями и колокольчиками размещалась в корпусе, напоминавшем шпиль или купол; на круглом циферблате в гордом одиночестве кружилась одна (часовая) стрелка.


Монументальные позолоченные немецкие часы невероятной сложности и технической виртуозности, подписанные монограммой Ф.Г.С. и датируемые началом XVII века.               Изготовляемые в больших количествах в XV-XVI в. в Германии и Австрии, эти устройства были столь же красивы, сколь неточны. Однако на тот период развития цивилизации, задолго до появления железных дорог и автомобилей, подобное примерное указание времени (+/- полчаса в сутки) всех устраивало. Во второй половине XV века появились пружинные часы - более компактные, но не более точные в силу неравномерности раскручивания приводной пружины. Гиревые и пружинные часы могли быть настенными, напольными или настольными и уже тогда назывались интерьерными, поскольку представляли собой значимую как по размерам, так и по уровню художественного исполнения, составную часть внутреннего убранства дома. После открытия в 1658 году голландским физиком Христианом Гюйгенсом маятниковых законов и последующего изобретения анкерной системы часовая индустрия расцвела буйным цветом. Появились два основных вида интерьерных часов: консольные и напольные (известные также под названием "дедушкины часы"). Маятник свел погрешность хода таких приборов до трех минут в неделю и открыл дорогу прогрессу часовой индустрии, результатом которого стало сперва появление карманных, а затем и наручных часов. Но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Консольные часы

Консольные часы. Конец XVIII века. Автор: известный английский часовой мастер Эрдли Нортон. Золоченая бронза и черепаший панцирь, драгоценные камни, эмаль.               Именно их можно с полным правом назвать первыми переносными часами. Название "консольные" не совсем верное, так как вместо консоли у таких часов обычно имелись ручки для удобства переноски. Никаких гирь - только пружина и компактный маятник, чаще всего в деревянном, украшенном и инкрустированном корпусе. Циферблат изготавливался, как правило, из латуни (эмаль была редкостью до 1750-х), на нем обычно наличествовали: кольцо с римскими цифрами, внешнее кольцо с делениями по пять минут, небольшой секундный счетчик под меткой "XII", два отверстия для завода хода и механизма боя, а также дата изготовления и клеймо мастера. В разных странах по-разному подходили к производству "консольников". В Британии, бывшей в то время флагманом мировой часовой индустрии, первостепенное значение уделялось механизмам, тогда как изготовление корпусов и футляров считалось делом второстепенным. Во Франции все обстояло с точностью до наоборот: столяры-краснодеревщики заказывали механизмы по размерам для уже готовых роскошных корпусов.

Напольные часы

Консольные часы Георга III с боем, из красного дерева с позолотой и музыкальным часовым механизмом, рычажок которого направлен на выбор мелодй. Автор часов Элликот из Лондона.               Величественные напольные часы могли бы стать воплощением мечты любого дизайнера, если бы такая профессия существовала в XVII-XVIII веках. В довольно короткий срок они превратились в важнейшую интерьерную компоненту и стали смысловым центром гостиных и залов.
              Их феноменальный успех объясняется простым фактом: до изобретения первых механических музыкальных средств (а первая музыкальная шкатулка появится лишь в XVIII веке) большой дом представлял собой очень тихое место, оживляемое лишь разговорами и звоном посуды. Равномерный ход напольных часов создавал благостный звуковой фон, успокаивающий и умиротворяющий. Так что напольные часы превратились в обязательный атрибут благоустроенного жилья по чисто психологической причине. Само название "дедушкины часы" пришло из песни, написанной в 1876 году Генри Клеем Уорком. В ней говорилось о "часах моего дедушки", которые "намертво встали, чтобы уже никогда не пойти". Они описывались как "слишком высокие, чтобы поместиться на полке", из чего слушатели делали несложный вывод о напольном типе воспеваемого предмета. Небольшого размера напольные часы ("регуляторы") стали очень скоро называть "бабушкиными", хотя они-то как раз и являлись главными часами в доме, по которым настраивались все остальные механизмы.
Музыкальные консольные часы Георга III (1738-1820) Автор: английский мастер Бенджамен Барбер. Позолоченная бронза и черепаший панцирь. Замена привычных цифр на турецкие придает этой роскошной модели особую оригинальность.               Корпус напольных часов состоит, как правило, из трех частей: верхней части, шкафчика и постамента или тумбы. Для удобства тумба нередко устанавливалась на шарообразных ножках. Во времена, когда неровные полы в доме считались нормой, было гораздо проще подпилить одну или две ножки, чем подогнать основание тумбы. Совершенствование дизайна корпуса, как в зеркале, отражало развитие мебельного производства - с учетом материалов (сортов дерева), резных украшений и лаковых покрытий. На шкафчике применялись украшения самой разнообразной формы, обычно повторявшиеся на тумбе или постаменте.
              Резьба или инкрустация оживляли однотонный фон; края дверцы шкафчика часто украшались орнаментом в виде капелек и полукруглой лепнины, скрывавшим зазор между дверцей и корпусом. Циферблат гравировался, расписывался и иногда украшался назидательными лозунгами вроде "Время дорого" или "Человек еще не родился, а дни его уже сочтены". По центру корпуса иногда делалось круглое или овальное окошко из стекла, сквозь которое можно было наблюдать движения маятника. Верхнюю часть иногда венчали резными вензелями, короной или золочеными фигурами, которые, однако, без колебаний спиливались при переезде часов в помещение с более низкими потолками.

Часы Людовика XV (1710-1774).
  • Часы Людовика XV (1710-1774). Автор декоративного обрамления Жак-Жером Гуден, часовый механизм изготовил Джеймс Грох. Золоченая бронза, фарфор, металл. Фарфоровые цветы сделаны на Винсенской фарфоровой фабрике, которая в 1765 году переехала в Севр и вплоть до 1788 года выпускала продукцию по образцу французских фарфоровых заводов.


              Несмотря на то, что напольные часы своей изысканной утонченностью и передовой технологией затмили все прежние переносные и стационарные версии, последние все еще находили своих поклонников. Энтузиасты реставрировали старинные устройства, мастера изготавливали настенные часы с висячими гирями, нередко богато инкрустированные. Для колоколен продолжали строить классические башенные часы из железа и дерева - Каминные часы времен Луи-Филиппа (1773-1850). Автор: парижский мастер Лягард Золоченная бронза, фарфор, роспись по фарфору. и это несмотря на то, что анкерный механизм уже был хорошо изучен и неоднократно усовершенствован! Когда производство напольных часов достигло совершенства, проблема точного измерения времени уже была давно решена. Ей на смену пришла навязчивая идея измерять нечто большее, чем текущий час. В 20-х годах XVIII века в напольных часах появились первые дополнительные циферблаты с указателями лунных фаз. Вскоре в компанию к двигающимся лунным "профилям" добавились другие фигурки: корабли, животные, люди и другие объекты, наделенные волей художника способностью передвигаться в двухмерном пространстве. Не осталось без внимания и трехмерное пространство внутри часового футляра, в котором размещались всякого рода дополнительные приспособления вроде музыкальных устройств и сложных механизмов боя. Так, например, экземпляр "напольника", изготовленный в 1810 году бристольским мастером Андрюсом, имел 32 колокольчика и 64 молоточка. Каждый день он играл новую мелодию, сопровождавшуюся появлением миниатюрных музыкантов и танцовщиц в специальном арочном вырезе. По воскресеньям опускалась заслонка со строгой надписью "Помните день Господен и пребывайте в чистоте!"
              Напыщенность декоративных приемов достигла зенита к концу XIX столетия, когда стали появляться часы невероятных размеров - более трех метров в высоту, с дисковым музыкальным ходом и часто с щелью для однопенсовой монеты, приводившей механизм в движение. Такие часы устанавливались в общественных домах и других местах развлечений...

1 - Часы эпохи Людовика XVI (1754-1793) с барометром. 2 - Напольные часы. Англия, XIX век.
  1. Часы эпохи Людовика XVI (1754-1793) с барометром. Одни из двух, изготовленных специально для Марии Антуанетты. Корпус работы мастеров Вейсвелера и Бенемана, часовой механизм создан мастером Робином, барометр изготовлен Мосси. Снабжены решетчатым маятником. Украшены декоративными фигурами из позолоченной бронзы.

  2. Напольные часы. Англия, XIX век. Автор: Самуэль Шорт. Отличительная черта этих изящных лакированных часов - удлиненный корпус. Это шло вразрез с принятой тогда модой на широкие корпуса, обеспечивающие большой размах маятника.


Каминные часы

«Таинственные» или «загадочные» часы производили мастера из южногерманского центра часового дела Аугсбурга, специализировавшиеся также на изготовлении различных механических диковин. Особенно «таинственными» выглядят часы слева - в них отсутствуют соединения между индикаторами времени (циферблат и стрелки) и часовым механизмом.               Каминные часы по внешнему виду во многом напоминали консольные, только без ручек. Они, по определению, предназначались для украшения камина, который традиционно считался наиболее удачной точкой в интерьере гостиной, и потому представляли собой лакомый кусок для дизайнера с фантазией. При создании каминных "счетчиков времени" не признавались никакие правила: даже наличие циферблата было совсем не обязательным! Каминные часы могли нести строго функциональную нагрузку, могли быть бессмысленно и излишне декорированы, могли быть изящными, остроумными, могли являть собою результат творчества краснодеревщика, художника, специалиста по цветным металлам, скульптора, живописца цветными эмалями, гончара и, наконец, собственно часовых дел мастера. При этом качество механизма играло третьестепенную роль и не интересовало ровным счетом никого. Несмотря на чисто английское происхождение термина "каминные", своей наивысшей популярности эти часы достигли во Франции - во многом благодаря покровительству монаршего двора. Королевские часовщики были привилегированной кастой, не привыкшей считать государственные деньги при создании своих безумно роскошных проектов.


 Настольные часы. Конец XVIII - начало XIX века
  • Настольные часы. Конец XVIII - начало XIX века
    Автор: известный парижский часовщик Гуден, отец Жана-Эжена Робер-Гудена, французского кудесника-иллюзиониста, считающегося отцом современной магии. Позолоченная бронза, фарфор. В отличие от большинства аналогичных декоративных фигурок персонажи этих часов отличаются строгой проработкой деталей, характерными особенностями, в числе которых особо следует отметить эффектный рисунок халата в виде шахматной доски.


Часы «Постановление парламента». Англия, конец XVIII века. Появились в Англии во времена действия закона о налогообложении всех хронометров. Такие часы размещались в общественных местах, где каждый желающий мог узнать время. Они имели незастекленный циферблат и небольшое закрытое помещение для маятника.               Основная статья расходов приходилась на изготовление и оформление корпусов. Даже первые экземпляры французских каминных часов, находившиеся в большинстве своем в собственности церкви, отличались, несмотря на внешне строгий вид, дорогой отделкой с использованием черепашьего панциря и латунных и серебряных вставок. Вообще, основной отличительной особенностью французских "каминников" считалось обязательное художественное оформление каждого сантиметра свободного пространства. Что касается технического содержания, то французы усовершенствовали маятниковое устройство, отказавшись от ртутного маятника англичанина Грэхема в пользу устойчивой к температурным перепадам решетки с медными и стальными стержнями. Сделали они это скорее всего опять же из-за достаточно пренебрежительного отношения к точности хода, которая традиционно приносилась в жертву эффектному экстерьеру. Если бы французские мастера работали для рынка, для сбыта, а не для удовлетворения запросов власть имущих, то наверняка более внимательно прислушивались бы к рекомендациям авторитетных коллег с противоположного берега Ла-Манша. Но тогда мир искусства не досчитался бы множества удивительных творений, наглядно демонстрирующих, каких высот может достигнуть творческий дух, не стесненный финансовыми возможностями. Благодаря пытливому уму часовых оформителей были разработаны многие сложные техники - такие как, например, инкрустация по неровной поверхности черепаховой костью, сплавом на оловянной основе, мореным рогом, морскими ракушками. Эти техники широко использовались также в мебельном деле при отделке знаменитых комодов (commodes), ценящихся сегодня на вес золота. Материалы также использовались самые различные: бронза, гипс, керамика, фарфор, редкие сорта дерева... Формы каминных часов были порой настолько замысловато изогнутыми, что исключали возможность установки на подставку - поэтому многие из них впоследствии превратились в настенные.


  • Каминные часы
    Каминные часы Согласно древнеримскому учению о материалах и их свойствах, бронза несет в себе огромный запас положительной для человека энергии. Объясняли римляне это тем, что бронза в основном состоит из олова, которое подвластно Юпитеру, и меди, которой управляет Венера. Юпитер - милостивый вседержитель, царь богов, а Венера - богиня любви. Вместе они создают благоприятную ауру в доме. А если приключится какая-нибудь напасть, бронза непременно поможет ее преодолеть. Китайцы тоже относились к бронзовым изделиям с почтением. Их знаменитое и столь модное ныне учение фэн-шуй об искусстве расположения и совместимости вещей в доме утверждает, что присутствие бронзовых вещей в интерьере обязательно. Причем вещь эта должна быть большой, значимой и дорогой. Тогда она будет эффективно поглощать и нейтрализовывать отрицательную энергию злых духов и богов. Кстати, о пользе бронзовых украшений знали и русские цари, по крайней мере, Екатерина Вторая. Будучи дамой начитанной, она держала в изголовье кровати фамильные бронзовые часы. Более того, она специально выписала из Германии часового мастера, чтобы он заставил часы тикать потише, чего тот добиться, правда, не сумел.


Фонарные часы времен Карла II (1630-1685). Автор гравированной миниатюры Питер Клосон. Свое название часы получили благодаря куполу, своей формой напоминавшему уличный фонарь.               Эта бьющая ключом фантазия и щедрость чувств были решительно пресечены Французской революцией, и в XIX веке Франции пришлось начинать все сначала - как в часовом деле, так и в других видах прикладного искусства. В Британии также встречались шедевры, поражавшие роскошью, граничащей с дурновкусием, однако англичане все-таки знали меру и цену хорошим часам. Типичные каминные часы Викторианской эпохи делались в форме древнегреческого храма с колоннами. Традиционным материалом был "черный мрамор", являвшийся на самом деле аспидным сланцем. Такие экземпляры стоили достаточно недорого в силу того, что выпускались большими тиражами, а также из-за конкуренции иностранной продукции и были удивительно надежными и жизнестойкими. Еще одной разновидностью каминных часов стали скелетоны, появившиеся во Франции в конце XVIII века, но изготавливаемые также в больших количествах в Британии, представляли собой оголенный механизм, смонтированный на деревянной подставке и помещенный под стеклянный колпак. Определять по ним время было непросто из-за загромождения циферблата ненужными деталями, однако именно скелетоны до сих пор пользуются повышенным спросом как наиболее красивый и изысканный тип интерьерных часов. Весьма интересным путем пошли американские часовщики. В США в первой декаде XIX века зародилось движение "Сделай сам свои часы". Часы - их называли "полочными" - высылались по почте в разобранном состоянии, эдаким конструктором из 40 деталей, которые собирались в считанные минуты. Вместо покраски использовалась облицовка шпоном. Часы в стилях "круглая готика" и "ланцевидная готика" производились миллионными тиражами. Немецкие часовщики, остро конкурировавшие с американцами (во второй половине XIX столетия крупнейшие часовые заводы располагались в Германии и Северной Америке), выпустили в 1840 году новинку: часы с картинкой, Настенные часы в которую искусно вписывался механизм с циферблатом. Однако идея не прижилась, и со второй половины 1800-х немцы принялись копировать американские ноу-хау, причем зачастую делали это на гораздо более высоком качественном уровне.


  • Настенные часы
    Дорогие эксклюзивные настенные часы делаются из ценных пород дерева, например ореха, вишни, дуба или красного дерева. Они вобрали в себя вековые традиции часовых мастеров прошлого. Высококачественные настенные часы были произведены с большой заботой и снабжены высокоточным механизмом, который гарантирует долгие годы безупречной службы. Настенные часы компании К. Mozer украшают королевскую резиденцию Кларенс-Хаус, а сама королева Елизавета отметила старания мастеров К. Mozer в деле процветания британского часового искусства.


Настенные часы

              Настенные часы можно подразделить на два вида: для общественных мест и для жилых домов. Первые отличались большими размерами и часто крепились на кронштейнах (вокзальные часы). От них требовалась высокая точность и ясная считываемость информации, поэтому в них практически никогда не использовались вспомогательные циферблаты. О том, насколько такие приборы были востребованы населением, свидетельствует следующий исторический факт. В 1797 году в Англии был введен налог на все виды часов, который вызвал такой бурный общенациональный протест, что парламентариям пришлось срочно отменять свое опрометчивое решение. В "публичных" часах использовались шпиндельный ход и короткий маятник, что значительно удешевляло их производство без заметного ущерба качеству. Расцвет настенных часов в Европе пришелся на XIX век и был вызван, в первую очередь, развитием железнодорожного сообщения, немыслимого без точных временных измерений. Так, к 1896 году протяженность железнодорожных путей в Великобритании составляла почти 35 тысяч километров, и на каждом из вокзалов висело по нескольку часов, многие из них - двусторонние. Почти все официальные и муниципальные здания имели большие часы; у магазинов часы висели над тротуаром под прямым углом. Большинство из них имело белый циферблат, основной которого была, как правило, крашенная цинком пластинка. "Жилые" настенные часы были не в пример изящнее и зачастую комплектовались дополнительными измерительными приборами вроде барометра или термометра. Они не отличались особыми декоративными изысками, однако многое говорит о том, что, если бы кто-нибудь из королей Георгов взял на себя оплату счетов часовщиков, британские настенные часы во многом повторили бы эволюционный путь своих французских каминных собратьев...


1 - Южногерманские часы. 2 - Напольные часы  английской королевы Анны.
  1. Южногерманские часы около 1675 года, включающие в себя основной циферблат, два вспомогательных и астрономические часы. Часы сделаны из ореха под черное дерево с деталями из серебра и позолоченного серебра, украшены фигурками в нишах и главной скульптурой Атласа.

  2. Напольные часы английской королевы Анны (1702-1714) Автор: лондонский мастер Вильям Скейф. Лакированное покрытие футляра часов выполнено в японском стиле. Британские часовые мастера "больших форм", успешно сохранившие свой стиль до наших дней, исповедовали всегда три принципа: лаконичность, изысканность, величие. Действительно, первое, что обычно бросается в глаза в любом интерьере, - классические английские напольные часы. Довольно высокие: 2-2,5 метра, архитектурным строением напоминающие башню, без лишних украшений, с четким циферблатом. Подобные часы призваны не только показывать время, но и организовать пространство вокруг себя. Внушительность и монолитность английским напольным часам придает их характерная черта: сплошная дверца шкафчика, скрывающая маятник. Английская часовая компания К. Mozer изначально отталкивалась как раз от индивидуальности производства каждой модели и сохранения британских традиций.

Александр Тушин







Часы №4/2007


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Президент Van Cleef & Arpels Станислас Де Керсиз: «У нас нет конкурентов» ...Дом был создан в 1906 году как ювелирный, но первые часы появились в его коллекциях уже в 1908-м - всего два года спустя...
Время не важно, важен стиль В воздухе давно уже витает мысль делать часы не как часы. Чтобы они, в первую очередь, служили модным аксессуаром, а уж потом - индикатором времени.
Omega делает новый ход Спуск, или ход, наряду с балансом является ключевым узлом, от которого зависит точность часов. Вся история совершенствования часов - это история смены одной конструкции спуска другой.
Панорамная прозрачность Красавицу представили еще на Baselworld, однако тогда она была настолько «свежей», что ее описание не успели включить в выставочные пресс-релизы... Вообще-то все были уверены, что эту модель назовут Golden Bridge Tourbillon или что-то в этом роде, потому как ее «генетические» особенности четко свидетельствовали о прямом родстве с легендарным творением Винсента Калабрезе. Однако ввиду отсутствия главной наследственной черты - а именно собственно вертикального механизма - руководство Corum окрестило красавицу Golden Tourbillon Panoramique. Что тоже, в общем-то, звучит неплохо.
© 2007 «TimeWay»