Главная Статьи Часы века авиации
 

ЧАСЫ ВЕКА АВИАЦИИ

17 декабря 1903 года в местечке Китти-Хоук, что в Северной Каролине, американский инженер Оруэлл Райт попытался взлететь на сконструированном им и его братом самолете. Машина поднялась на несколько метров в воздух и спустя 36,5 метров и 12 секунд вновь коснулась земли. Тем не менее это был первый полет человека на управляемом самолете. Началась славная эра авиации и космонавтики, которой в этом году исполняется 100 лет

Трудно найти область человеческой деятельности, в которой жизнь человека настолько зависела бы от часов, как в авиации. Временные характеристики имеют практически все параметры полета: взлет, набор высоты, достижение контрольных точек, цели, выполнение задания, скорость, расход топлива, снижение, посадка... И даже погодные условия зависят от времени суток. Авиация чрезвычайно обязана часам, ведь в начале века и вплоть до Второй мировой войны, когда не было радиокомпасов, радаров и тем более приборов GPS, пилоты ориентировались в пространстве, что называется, на глаз, а приблизительные координаты местонахождения определяли только по наручным часам. Во многом благодаря часам смог первым перелететь 25 июля 1909 года через Ла-Манш и остаться в живых Луи Блерио на самолете собственной конструкции Blerio XI. В его распоряжении было топлива на 40 минут. Он уложился в 37. Опять же лишь по часам Longines ориентировался Чарльз Линдберг, со- вершивший на Spirit of St.Louis в течение 21 и 22 мая 1927-го первый перелет из Нью-Йорка в Париж. На это ему понадобилось 33 часа 30 минут. Правда, если быть честным, ориентировался он не только по часам. «Я увидел флотилию рыбацкий кораблей, — вспоминал Линдберг. — Спикировал, чуть было не задев их, и, стараясь перекричать шум мотора, спросил, правильно ли я лечу к Ирландии». ЧАСЫ ВЕКА АВИАЦИИ Часы помогали в беспосадочных перелетах через Северный полюс экипажу Валерия Чкалова. А позднее и воевать лучшим асам — Александру Покрышкину и Ивану Кожедубу, Джону Сэйлору Малану и Чаку Ягеру, Хансу-Ульриху Руделю и Эриху Хартманну. Но и часы должны быть благодарными авиации. Первые наручные часы появились благодаря дружбе авиатора Альберто Сантуша-Дюмонта и Луи Картье. В марте 1904 знаменитый ювелир выполнил заказ бразильца, подарив ему часы, по которым тот мог узнавать время, не снимая рук со штурвала. Пилотам же предназначался созданный в 1915 году Гастоном Брайтлингом и первый наручный хронограф. Требования к авиационным часам изначально предъявлялись самые высокие. Мало того что такие часы должны иметь ход высокой точности, в идеале они не должны реагировать на вибрацию, температурные перепады, скачки давления и смену магнитных полей. Авиация предъявляла особые требования не только к механизму часов, но и к внешнему виду. Для максимально удобного считывания времени для летных часов был разработан «приборный» стиль. С этой же целью придумали антибликовое покрытие. За 100 лет сформировался характерный облик авиационных часов — это хронографы с двусторонним антибликовым покрытием прочного нецарапающегося стекла, подвижным безелем, контрастным циферблатом большого диаметра с легко читаемыми и при слепящем солнце, и в кромешной тьме стрелками и часовой разметкой. Ну и, разумеется, такому аппарату требуется ремешок повышенной прочности и очень большой длины, чтобы пилот мог застегнуть его в области запястья поверх обшлага летной куртки. И если вы думаете, что компьютеризация ослабила требования, предъявляемые к часам в авиации, то вы ошибаетесь. Авионика — то есть электронный «фарш» современных самолетов — как правило, первое, что выходит из строя, атакован ли самолет противником или попал в сильно наэлектризованный грозовой фронт. Тогда-то и приходят на помощь старые добрые наручные часы. Реактивные самолеты во многом совершеннее прежних, но уступают им в одном — планировать не могут. Стоимость ошибки в хронометраже времени полета выросла в миллионы раз. ЧАСЫ ВЕКА АВИАЦИИ 12 апреля 1961 года в «Штурманских» в космос на корабле «Восток-1» первым отправился Юрий Гагарин. С покорением околоземного пространства началась история космических часов, к которым предъявлялись, казалось бы, просто невыполнимые требования: способность выдерживать мощнейшую вибрацию ракетных двигателей при старте и сохранять точность хода в условиях невесомости. Такие часы были созданы. Вот почему такую известность получил тот факт, что только благодаря хронографу Speedmaster Professional от Omega человек побывал на Луне. Дело в том, что 16 июля 1969 года вскоре после старта Лунной экспедиции бортовые часы корабля Apollo XI вышли из строя. В итоге экипаж вынужден был осуществлять хронометраж исторических событий вручную. Нил Армстронг ступил на поверхность Луны в часах, повязанных поверх скафандра: они были способны работать не только в вакууме, но и выдерживали температурные перепады от - 100 до +120 градусов по Цельсию. Вещи, ставшие участниками или свидетелями исторических событий, со временем приобретают огромную ценность. Они становятся предметом гордости хозяев и охоты коллекционеров. Не стали исключением и часы. О судьбе «Штурманских» Юрия Гагарина до сих пор ходят легенды. А принадлежавшая одному из членов первого лунного экипажа Omega стала жертвой воров. Едва ли меньший интерес у коллекционеров вызывают и реплики — копии — знаменитых моделей, выпущенные ограниченным тиражом. С годами такие часы только прибавляют в цене. Свои авиаверсии имеют практически все часовые брэнды мирового значения. В общем, собирать авиационные часы крайне интересно.


ХРОНОГРАФ-РЕВОЛЮЦИОНЕР
CHRON04 Часы CHRON04не просто красивы. Они невиданно красивы! Прекрасно знаю, что швейцарская компания Maison Eberhard & Со из Ла Шо-це-Фон пюбит удивлять часовой мир оригинальным взглядом на классические вещи. Но на этот раз им удалось взглянуть на столь привычную, казалось бы, вещь как хронограф действительно по-революционному. Четыре дополнительных циферблата выстроились в один ряд, словно на приборной панели лимузина. Дело даже в том, что такого история часостроения еще не знала. Посмотрите, как же эстетично и функционально они выглядят — минутный, два часовых и секундный счетчики CHRON04! Хронограф-революционер CHR0IM04 ко всему прочему еще и эстет. Стальному корпусу соответствует серебристый циферблат, а золотому — черный с золотой часовой разметкой. Необычайно красив он и изнутри, где совершенство его деталей подчеркивают узоры и 53 рубина. У меня нет слов! А у вас?

CHRON04 CHRON04 CHRON04


© Мои часы №1, 2003


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Золотой Век Бронзы Придать достойному домашнему интерьеру еще большую респектабельность, эффектность и парадность, то есть ампирный стиль, не просто, а очень просто. Достаточно приобрести бронзовую статуэтку или часы.
От заката до рассвета Бывшая каких-то 12 лет тому назад одним из крупнейших часовых заводов мира пензенская "Заря" после распада Советского Союза стремительно утратила могущество и едва не погибла.
Кожевенная мануфактура вступает в ряды часовых мастеров Французская люксовая марка Hermes обладает 25% акций часовой мануфактурыVaucher, расположенной во Флёрье. Тем самым марка укрепляет престиж своего швейцарского филиала La Montre Hermes.
Bruno Sohnle. Немецкая классика Открывая для себя российский рынок, марка Bruno Sohnle Uhrenatelier из Glashutte приятно расширяет наше представление о немецких часах.
© 2007 «TimeWay»