Главная Статьи Часы английского дедушки
 
K. Mozer

Часы английского дедушки

На часах "K.Mozer" остановили свой выбор многие выдающиеся люди нашего времени. Среди них известные деятели политики, финансов, культуры из России, Великобритании, Германии, Франции, Америки. Настенные часы "K.Mozer" украсили королевскую резиденцию Кларенс-Хаус. В связи с этим компания имеет особую благодарность от Ее Величества Королевы-матери Великобритании Елизаветы, "всем тем, кто проектировал и создавал этот замечательный экземпляр".


K. Mozer

Возможно, нужно родиться британцем, чтобы понять всю прелесть напольных часов, этих домашних часовых времени, добрых и строгих помощников распорядка. Ностальгия европейцев по напольным часам проявляется большом интересе к антик вату и новым разработкам ведущих фирм, впрочем, фирм этих во всем мире раз-два и обчелся. "Золотой век напольных часов возвращается", - считают специалисты фирмы "К. Моzеr".
"Время было общим, пока человек не изобрел часы и не поставил их у себя дома". Эта поговорка английских часовщиков весьма точно отражает эволюцию в человеческом восприятии и "одомашнивании" времени. Хотя начало часового производства относится к первой половине XIV века, рождение интерьерных (в современном понимании) часов связано с изобретением в 1658 г. Христианом Гюйгенсом маятника. Это простое (как кажется сегодня) изобретение в несколько раз повысило точность отсчета времени и сделало часы в полном смысле самодостаточным элементом материальной культуры, которым человек мог украсить свое жилище. Гению Гюйгенса принадлежит и дальнейшее усовершенствование хода, которое позволяло отмечать время поем, часы с репетицией облекали в свободные, высокие корпуса и располагали в прихожих и кабинетах. Так начался "золотой век" напольных часов. По мнению истории часового дела Р. Персалла, "в довольно короткий срок напольные часы создали себе определенное общественное положение основной части интерьера и стали эпицентром внимания гостиных и залов во времена, когда именно зал становился тем местом, где принимали посети тел ей и гостей".
K. Mozer Невероятно быстрая популярность напольных (в Америке их называли высококорпусными) часов была связана и с их, как сегодня говорят, психологическим имиджем, то есть их равномерный ход полностью соответствовал ритму и атмосфере дворянских и бюргерских домов, выражал дух дома спокойным звуковым фоном. Порой ход маятника, бой четвертей часа и мелодия встроенной дисковой музыкальной шкатулки были единственными звуками среди гнетущей тишины особняков. За это их и любили, именно поэтому в числе детских воспоминаний напольные часы всегда занимали особое место. Не случайно в Англии большие напольные часы часто называли "дедушкиными часами", а часы меньших габаритов с архитектурным постаментом - "бабушкиными". Как бы то ни было, поставлялось время на всех остальных часах в доме. Эта традиция главенства напольных часов не могла не привести к тому, что аскетичный внешний вид первых моделей уже к концу XVII века уступил место торжественному и порой помпезному. Отделке верхней части ("головы" или "башенки") уделялось особое внимание. Рельефная резьба по дереву, в том числе скульптурная, становится основной в отделке корпусов. Металлические части циферблата и гири чаще всего золотили, что в сочетании с серебром или эмалью создавало иллюзию " часовни в рост человека" или "домашнего алтаря времени", как говорили итальянцы - великие мастера в отделке корпусов. Примечательно, что во Франции в XVII-XVIII веках не делали напольных часов, считая их "слишком британскими", то есть строгими и чопорными. Свои высококорпусные модели французские мастера предпочитали ставить на специальный пьедестал. За чрезмерную украшенность, особенно в эпоху барокко, их иронично называли "бронзовыми париками".
K. Mozer Классическая конструкция напольных часов состоит из трех частей: "голова", "шкафчик" (место для гирь и маятника) и постамент или тумба, которая обычно соприкасалась с полом. Однако из-за обычной в те времена неровности полов часы порой устанавливалась на шарообразных ножках, которые попросту подпиливали, достигая вертикального положения. Ранние британские модели напольных часов были узкими и не превышали полутора метров в высоту, однако со временем габариты часов увеличились: часы "подросли" на 25-50 см, то есть до уровня глаз взрослого мужчины, хозяина дома. Кроме этого, они "пополнели" из-за широкого хода удлиненного маятника. Эта мода укоренилась из-за ошибочного расчета, согласно которому период колебания любого маятника считался равным секунде. Это было действительно так в случае с 39-дюймовым маятником "Royal", но с появлением 5-фунтового маятника период его колебания стал равняться 1,25 секундам.
K. Mozer По мнению историков часового дела, именно напольные часы, столь близкие мебельному искусству, дали возможность краснодеревщикам рекламировать свою работу во всей полноте. Как правило, дизайн часов не повторялся, либо существовал в малых сериях. Стилистика отделки и украшений на шкафчике обычно повторялась на тумбе или постаменте. Довольно часто в облицовке массива использовался "устричный" шпон в виде тонко нарезанных долек из кусочков древесины оливы или ракитника. С помощью лепнины или каплевидного орнамента скрывался зазор между дверью и корпусом. Иногда по центру корпуса вырезалось круглое или овальное "яблоко" из обычного или рифленого стекла, чтобы можно было наблюдать движение маятника. Впрочем, великий часовщик Томас Томпион не принимал этого новшества, считая, что оконце, невольно притягивая взгляд, разрушает цельность модели.
Совершенствование дизайна корпуса, как в зеркале, отражало тенденции в производстве мебели, начиная от широкого применения красного, черного и орехового дерева, а также их обработки с помощью восточных (в основном японских) лаков до адаптации итальянского и французского стилей, в том числе знаменитого стиля "буль". Лучшие английские мастера, такие, как Джон Гаррисон и Джордж Грэхем, при всем их стилистическом патриотизме, всегда внимательно следили за успехами своих коллег по другую сторону Ла-Манша и умели приспосабливать любые новшества по меркам английского стиля. Не случайно считается классическим, что касается Томаса Томпиона, то он принципиально избегал пышной отделки, отдавая предпочтение простоте недекорированного корпуса. Казалось, великий мастер предчувствовал, что закат напольных часов последует после периода неоправданного усложнения декора. В частности, в одном Бирмингеме в XVIII веке было свыше 40 фирм, которые занимались только изготовлением и украшением циферблатов. Впрочем, закат моды на напольные часы был предрешен изобретением более короткого маятника. В середине XIX века напольные часы стали сдавать свои позиции настенным и настольным часам. Хотя производство напольных часов во всем мире существенно сократилось, в Германии и особенно в Англии, этот жанр часового искусства сохранил своих приверженцев ценителей.
K. Mozer Сегодня напольные часы постепенно снова входят в моду. Убедительным подтверждением этому служит деятельность известной английской часовой фирмы "K.Mozer". присутствующей на российском рынке 596 года. Помимо богатого ассортимента настенных, каминных, настольных и ручных часов, "K.Mozer" возрождает ЦИИ классического английского стиля. В ближайших планах компании - активное позиционирование на российском рынке нового поколения британской классики. Формирование рынка напольных часов будет проводиться по двум направлениям. В этом году в продажу поступят часы с английскими корпусами и немецкими механизмами. В 2001 году "K.Mozer" начнет выпускать собственные часовые механизмы ручной сборки. Эти элитные, полностью английские модели обещают стать выдающимся событием в часовом деле. Для этого в Британии есть все - материальная база, высококлассные специалисты и великие английские традиции. Как известно, в эпоху повсеместного (зачастую, увы, вынужденного) разделения производства подобное объединение всех звеньев цепи в одних руках может показаться малоэффективным в отношении прибыли. Между тем "K.Mozer" идет на этот эксперимент ради повышения качества своих часов. "Клеймо "K.Mozer" должно стать гарантом безотказной и точной работы на многие десятилетия, московском представительстве компании, - подобно тому, как это было с лучшими образцами английской классики".

Михаил Умнов







Часовой бизнес №4/2000


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Шайбу, шайбу! В этот раз мы решили попробовать найти в магазинах Москвы часы не просто крупного, а гигантского размера. Что, как ни странно, при всей любви русских ко всему большому оказалось делом непростым.
Milus: персональное предложение Компания Milus представляет не просто коллекции часов и ювелирных украшений, прежде всего она представляет собственную философию, которая позволяет предлагать клиентам не просто дорогой аксессуар, а совершенно личную, индивидуальную ценность. Персональное сокровище.
Модельный ряд Каталог
Alfex. Юбилей по высшему классу В 2008 году швейцарская компания Alfex отмечает 60-летие. Это отличный повод продемонстрировать верность своим принципам: качеству исполнения, надежным механизмам и оригинальному дизайну.
© 2007 «TimeWay»