Главная Статьи Art Deco. Новые идеи для старого мира
 

Art Deco

новые идеи для старого мира

Современное общество несколько пресытилось культурой эпохи постмодерна, Серия Kimay Four Seasons от Leon Hatotхочется чего-то новенького и свежего. Какого еще стиля можно Серия Kimay Four Seasons от Leon Hatotожидать вслед за тем, что буквально переводится как «после современности»? Постпостмодерн? Неудивительно, что перед тем как шагнуть вперед, человечество решило вернуться немного назад - к стилю XX века модерну, самой яркой и популярной разновидностью которого был Art Deco.

Победа формы над содержанием

Историки искусств поломали не мало зубьев и перьев, пытаясь втиснуть Art Deco в рамки модерна: уж слишком он разнообразен и разнопланов в своих проявлениях. Наиболее сообразительные даже предложили отнести к Art Deco все «декоративное искусство в период между мировыми войнами». Довольно расплывчато, но в принципе верно. Чтобы не путать вас многочисленными датами, фактами и терминами, представим «жизнь» Art Deco в виде своеобразной анкеты:
Место рождения: Париж
Дата рождения: предположительно 1908-1912 годы
Годы расцвета: 1925 -1935
Первый выход в свет: 1925 год. Парижская международная выставка Декоративного искусства (Exposition Internationale dez Arts Decoratifs et Industriels modernes)
Место работы (в итоге обеспечившее Art Deco народное признание): Голливуд
Родители: вот здесь и начинаются первые трудности...

Серия Kimay Four Seasons от Leon HatotСерия Kimay Four Seasons от Leon HatotБезусловно, появление на свет не только Art Deco, но и самого модерна, было обусловлено индустриальной революцией, которая коснулась ювелирного и часового дела в частности. Появление в конце XIX века первых часовых заводов, производивших механизмы конвейерным методом и использующих элементы автоматического производства, привело к тому, что ценность собственно механизмов постепенно уменьшалась, а на первый план стало выходить внешнее оформление. Форма часов все меньше зависела от содержания, то есть конструкции механизма. Кроме того, появление точного и сложного оборудования позволяло экспериментировать с различными материалами, достигая неожиданных и оригинальных результатов.
Первым следствием стало появление в конце позапрошлого столетия во Франции нового декоративного стиля, своей вычурностью форм и смелым полетом фантазии поразившего все области прикладного искусства: от мебели и оформления интерьеров до часов и аксессуаров - Art Nouveau («Новое искусство»). Дизайнеры полностью сосредоточились на форме предмета, используя в часах элементы овалов, многогранников, придавая им вид ваз с фруктами и заменив задачу определения времени выражением аллегорического смыла: например, используя вместо часовой разметки фразу из 12 букв латинского алфавита тематического значения: tempus fugit (время быстротечно) festina lente (поспешай не торопясь).

Так что ранний Art Deco определенно наследовал декоративную стилистику «старшего брата»: до начала 20-х годов любимыми мотивами Art Deco Longinesоставались стилизованные цветы и животные ("фирменная" тема- застывший, словно замороженный фонтан). Лишь плавные линии Art Nouveau постепенно становятся все жестче, цвета- ярче и контрастнее, а само изоюражение упрощеннее и примитивнее. Впррочем, склонность к стилизации и маньеризму изображения - общая черта всех направлений модернизма.В часах это выражалось в изменении классичечкой формы циферблата (она все больше удлиннялась, приобретая неожиданные углы и изгибы) и достаточно вольном обращении с часовой разметкой. Цифры становились частью оформления, приобретая утрированный вид или вообще заменялись загадочными символами.И тем не менее назвать Art Deco проствм продолжателем традиций Art Nouveau не позволяет множество факторов. Во-первых, индустриализм породил не просто увеличение декором, но и (что естественно) увеличение самим индустриализмом. Очарование прямых линий скоростных трасс, проводов и небоскребов, магия фотоэлектрических вспышек; удешевление производства, породившее культ утилитарности («автомобиль - не роскошь, а средство передвижения», «искусство - в массы»), привели к появлению революционных течений в искусстве. Возник конструктивизм немецкого общества - Bauhaus, чья основная идея: «искусство должно служить социальным целям, а форма и материал - соответствовать содержанию». Немалое влияние на Art Deco оказали и супрематизм Малевича и кубизм Жоржа Брака и Пита Мондриана. Смешавшись, как в экзотическом коктейле, на выставке 1925 года маньеризм и стилизация Art Nouveau, аскетизм и прямолинейность, любовь к дешевым материалам Баухауза и игра цветов Мондриана создали поистине гремучую смесь. Новый стиль сочетал дешевое и дорогое(бриллианты и золото с деревом и даже пластиком); простое и загадочное (столь любимые Cartier так называемые mystery watches - часы, где нет очевидной связи между различными частями механизма); наро­читую роскошь в оформлении и многофункциональность (часы-пудреница, часы- зажигалка, классические напольные часы-бар).
Тут стоит отмеOmega Muzeum Collection 1915 Tonneauтить еще один немаловажный фактор - резко изменились нравы и обычаи. Свершилась сексуальная революция, женщины добились права участвовать в общественной и политической жизни - все это определило необходимость в новой моде, пророками которой стали модельеры Поль Пуаре, Эрте, Коко Шанель. Высокая талия, короткие юбки, короткие рукава, геометрическая стрижка - для этого ансамбля требовались и соответствующие экстравагантные, яркие часы и аксессуары.
Именно представительницы прекрасного пола и стали основными потребительницами дизайнерских изысков Art Deco, а к часам и ювелирным украшениям обычным прилагательным стало «модный» - новые идеи Cartier, Boucheron, Van Cleef & Arples, Chaumet, Tiffany & Co. мгновенно попадали на страницы модных журналов и становились предметом вожделения представителей «поколения джаза». Неслучайно одно из названий Art Deco - джаз-модерн - демонстрирует то, что все эти оригинальные по форме, вычурные и яркие предметы создавались прежде всего для завсегдатаев джаз-вечеринок. Третий важный фактор, повлиявший на развитие Art Deco: расширение границ мира, способствовавшее тому, что в европейское искусство хлынули традиционные мотивы Дальнего и Ближнего Востока и Африки, когда часы и ювелирные аксессуары сплошь и рядом украшались инкрустацией в виде стилизованного «этнического» рисунка. А демонстрация откопанных Генрихом Шлиманом сокровищ Трои и открытие в 1922 году Говардом Картером гробницы Тутанхамона породило повальное увлечение искусством Древнего Египта и Греции. Cartier тут же выпустил знаменитую серию настольных часов «Пирамида».
Если О'Генри сравнивал большой город с квадратом, насильно вырванным из Faberge Jewelleryкруга природы, то Art Deco - это квадрат, вырванный из круга традиционного декоративного искусства. Не стесняясь в выборе средств (именно в этот период завоевывают популярность пластик и используемая ранее только в технических целях платина), дизайнеры брали актуальную тему, освобождали от контекста и превращали в предмет украшения. Только в эпоху Art Deco могли возникнуть такие часы, как Cartier Tank, навеянные схематичным изображением танковых гусениц, или часы-подкова Jaeger-leCoultre с позолоченной деревянной рамой, циферблатом из красной кожи и цифрами, составленными из разноцветных блоков позолоченного металла.
К началу 30-х в Art Deco, наконец, вырабатываются три определяющих этот стиль принципа: классичность, симметричность, прямолинейность. Стилизованныфотое цветы и фонтаны уступают место геометрическим узорам в виде зигзагов, молний, скоростных линий и солнечных вспышек. Тогда же Art Deco приобретает еще одно название - «зиг­заг-модерн», отображающее любимый узор стиля. Окончательно закрепляется господство прямых и рубленых линий: римская разметка и прямоугольный циферблат - это классический Deco 30-х.
В представленной выше «анкете» не случайно был упомянут Голливуд. Дело в том, что часы и украшения Art Deco в отличие от более массового товара (тканей, посуды и мебели) оставались прерогативой богатых людей и богемы (за исключением разве что будильников Cadenas от Van Cleef & Arples и Zypheer Кима Уэббера). Простолюдинов шокировало сочетание бриллиантов с ониксом и пластиком, а платить бешеные деньги «за дизайн» они не были готовы.
И только Фабрика Грез с ее безграничным влиянием на массы безоговорочно приняла Art Deco за образец Высокого Стиля и активно рекламировала ее с киноэкрана.

Джаз навсегда!

В наши дни технический прогресс уже никого не удивляет и не восхищает, а даже, наоборот, слегка пугает. В часах вновь наиболее важной и престижной частью стал сложный филигранный механизм. Женщины уже давно добились всего, чего хотели, и теперь мечтают вернуть те времена, когда мужчины уступали им место Cartier Joailllieresи придерживали дверь. Романтикой Востока и Африки все давно переболели... И тем не менее наступление нового тысячелетия в искусстве и часовом деле ознаменовалось триумфальным возвращением Art Deco.
В первую очередь это выразилось в возрождении моды на любимые материалы «джаз-модерна»: платины, серебра и белого золота. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что швейцарские проиводители даже в эпоху Art Deco не изменяли желтому и особенно розовому золоту. Это прекрасно демонстрирует реплика Omega Museum collection - «бочка» розового золота - излюбленный материал и форма швейцарских часов 20-30-х годов. А на последней выставке в Базеле была представлена модифицированная реплика знаменитой модели tonneau - Evidenza, которую Longines представила в 1925 году. Кстати, концерн Swatch Group стал если не инициатором, то одним из главных проповедников возвращения Art Deco. Во- первых, он реанимировал популярную до войны в Париже марку часовщика и ювелира Leon Hatot, не только зарегистрировав имя, но и выкупив на аукционе Sotheby's более 5000 оригинальных эскизов мастера. Результат поразительный - в этом году в Базеле Leon Hatot представил пять новых коллекций часов и ювелирных украшений, из которых можно выделить Kimay Allegorie (эскиз 1930 года) - женские часы размера XL с узором из цветов, составлBridgecase от Tissot. Реплика модели 1925 годаенных из 104 квадратных бриллиантов, 25 ониксов и 8 кораллов. Kimay 4 Seasons также украшена цветами и эксплуатирует тему «Времена года» с помощью топазов, аквамарина, лунного камня, оранжевых сапфиров, родолита и других декоративных камней. Zelia - часы из белого и желтого золота, инкрустированные классическим рубленым геометрическим узором.То, что стилистика Art Deco пришлась по вкусу покупателям, отлично видно на примере самых популярных моделей фэшн-марки Balmain (также принадлежащей Swatch Group) - New Elysees и Elysses XO. Последняя имеет увеличенный корпус анатомической формы с крупными, занимающими все пространство циферблата и обтекающими счетчики хронографа цифрами. В этом стиле выпустили часы даже такие классические массовые брэнды, как Tissot и Longines. Longines Dolce Vita Classique фотоукрашена крупными римскими цифрами, расположенными по периметру циферблата, а Longines Dolce Vita Round - нарочитыми арабскими цифрами. Tissot выпустил модель Classic Prince - реплику часов 1917 года - и целую коллекцию настольных часов дизайна 20-30-х годов.
Примечательно, что Art Deco не чужд даже брэнд, задумывавшийся как продолжатель традиций классического английского(!) часового дела XVII - XVIII веков - Graham. Его Chrono Split - хронограф с вытянутым, суженным в середине циферблатом и часовой разметкой, - напоминает разложенные по кругу кристаллы.
Что уж говорить о других именитых домах. Van Cleef & Arples решил, что в этом году самое время создать реплику своего будильника Cadenas 1935 года, а Cartier представил сразу две модели, навеянные эпохой джаза. Montre joaillerie имеет изогнутый корпус белого золота, инкрустированный бриллиантами, где на циферблате роль рисунка выполняют две крупные изогнутые римские цифры 12 и 6. У Mini Tank Divan весь циферблат занимают гигантские стилизованные цифры 3 и 9.
Chanel обратился к теме жемчуга - любимого материала Коко. В модели Mademoiselle на широком браслете, целиком сотканном из жемчужин, весьма органично смотрится лаконичный квадратный циферблат с утрированной римской разметкой. К таким часам непременно нужно надевать маленькое черное платье и дополнить его ароматом Chanel № 5.
Balmain Elysses XOА креативный директор дома Chopard Каролина Груози-Шойфеле представила модель Golden Diamond, использующую оптические приемы Мориса Куйе - главного художника Cartier начала XX века. Он придумал знаменитые mystery clocks - настольные часы, в которых расположение сапфировых стекол создавало иллюзию отсутствия механизма. В новой модели схожий прием позволил Chopard создать часы в виде крупного драгоценного камня из золота, украшенного по краям бриллиантами.
Как уже было сказано вначале, из-за необычайного разнообразия Art Deco, не позволяющего вместить его в четкие рамки, сейчас каждый может найти в нем что-то свое. Для Faberge, скажем, - это восточные мотивы. И нынешнюю популярность этого стиля глава дома объясняет не более чем возрождением интереса к культурам народов мира.
Хотя, если подумать, почему именно сейчас так популярно копирование идей практически столетней давности? Ведь художники Art Deco не просто экспериментировали с оформлением - одни занимались созданием нового искусства для нового мира, который, как они верили, уже грядет. Новый мир грянул, и люди в нем разочаровались - так при чем здесь революционный дух модерна? Возможно, дело в том, что современный Art Deco - это не новое искусство, а прежде всего стилизация. И смелый, «летящий» дизайн часов этого стиля сегодня ассоциируется не с новыми свершениями и мечтами, а с веселой, беззаботной атмосферой бурных двадцатых, когда над вечным праздником Парижа, Лондона и Нью-Йорка гремел неумолкающий ритм джаза и чарльстона, а люди верили в светлое будущее.

©Мои часы №4/2003


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Подарок из Белого дома Часы, которые носят титул «Официальный подарок администрации Белого дома» и опережают по популярности Cartier, Omega и Longines среди американских миллионеров, называются Bulova.
Время не важно, важен стиль В воздухе давно уже витает мысль делать часы не как часы. Чтобы они, в первую очередь, служили модным аксессуаром, а уж потом - индикатором времени.
Gondolo Calendario President. Русский эндемик 27 сентября в замке Майендорф, что в подмосковной Барвихе, состоялось знаменательное событие, без преувеличения, глобального масштаба. Компания Patek Philippe в лице своего вице-президента Тьерри Штерна представила лимитированную серию Gondolo Calendario President, изготовленную специально для России по случаю 10-летнего сотрудничества с компанией Mercury.
Часы будущего На рубеже тысячелетий люди часто задумываются о том, какое будущее их ждет? Предсказать будущее можно, вычислив его контуры по отдельным предметам — например, по часам.
© 2007 «TimeWay»