Главная Статьи Alain Silberstein: о королях и капусте
 

Alain SILBERSTEIN: о королях и капусте

Парижский архитектор Ален Зильберштейн, более десяти лет назад основавший Автор статьи и Ален Зильберштейнсобственную часовую марку, кажется, делает все для того, чтобы его творчество и его самого не принимали всерьез. Уникальный дизайн своих часов, продающихся в престижных бутиках по всему миру, мастер называет просто «забавным» и вообще говорит, что решил заняться часовым делом «шутки ради». Подобно Моржу из «Алисы в Стране Чудес» господин Зильберштейн разговору о часах предпочитает обсуждать другие интересные темы: моду, живопись, вино, детские конструкторы, а также перспективы часового искусства. Итак, Ален Зильберштейн о...

.. моде и модерне

Для современного искусства наиболее важным периодом я считаю модерн. Фактически вся архитектура, живопись, мода и дизайн интерьера наследовали традиции Bauhaus и Art Deco. Другое дело, что, например, классический Bolido Kronoаскетизм общества Bauhaus был не слишком приспособлен к утилитарному использованию в реальной жизни, это был эксперимент в чистом виде, из которого после войны «выросло» все: и минимализм, и концептуализм, и даже поп-арт. Художники 70-х просто переработали достижения первых модернистов, сделав их проще и доступнее. То же самое можно отнести к дизайну часов.
Насколько я знаю, часы модерна и Art Deco были не слишком популярны в свое время. Ими восхищались как забавными поделками, но покупали единицы. И, что особенно важно — именно из этих единиц и вырос целый стиль, который сейчас эксплуатируют сотни часовых марок.
Как раз поэтому я не люблю много распространяться о своем стиле, искусстве и творчестве. Я не хочу объяснять людям, что и почему им должно в моих часах Tourbillonнравиться. Вообще я сравнил бы часы с алкогольным напитком, например, с вином. Вот глядите, что происходит с вином: вы смотрите на этикетку, покупаете бутылку, потом пробуете и пьете. Есть люди, которые покупают вино ради этикетки. Я же делаю часы для тех, кто прежде всего ценит вкус. Моим клиентам не интересно, с какого именно года существует моя компания, сколько людей в ней работают, какой у меня годовой оборот и из чего я черпаю свое вдохновение. Они эстеты. Именно такие люди, как ни парадоксально, и формируют моду — то есть фактически создают брэнд. Люди, обладающие независимым вкусом, могут позволить себе приобретать то, что им нравится, и в итоге делают это популярным: одежду, напитки и в том числе — часы и ювелирные изделия. Сегодня все происходит намного быстрее, чем в начале прошлого века, хотя и тогда, если помните, сработал этот механизм: модерн был популярен у золотой молодежи, у кинозвезд и уже затем им стали подражать остальные.

... детях, цвете,дорогих и дешевых часах

Правда, для того чтобы оценить дизайнерские вещи, и не просто дизайнерские, а вещи, созданные художником, человек сам должен быть немного художником. Часы традиRondo GMTционные и классические оценить просто: человек выбирает классическую форму, круглую или, скажем, «бочку», материалы — золото, украшения, бриллианты, смотрит, насколько это все престижно и стильно смотрится. Другое дело, если утилитарная вещь имеет концептуальный дизайн и замысел. Тогда, чтобы ее оценить, нужно в ней что-то понять: например, что имел в виду художник. А это, согласитесь, трудно, особенно если сам художник не хочет ничего объяснять.
Поэтому я попытаюсь все-таки немного объяснить идею своего творчества, и в первую очередь это касается выбора материалов и цветов. Когда вы смотрите на мои часы, что вам напоминают эти синие, желтые и красные краски? Правильно — первым на ум приходит конструктор Lego и детские игрушки. Когда вы смотрите, как ваши дети играют в конструктор, вы видите, что для них это не игра — это очень серьезное и важное занятие. Ребенком был каждый, и есть люди, которые не забывают этого, на всю жизнь сохраняя видение мира таким, каким его видят дети. У англичан для этого есть выражение childish eyes. Это не инфантильность, а умение смотреть на мир глазами ребенка. Я так вижу, и это отражается в моем творчестве, в частности в часах. Для того чтобы проникнуться моими часами, надо тоже иметь childish eyes, и тогда они не будут казаться нелепыми поделками.Я полагаю, что в основном вопросы об «обосновании» моего дизайна возникаютKaravan, потому что в контрасте с другими марками он выглядит неожиданным. Например, в Москве мои часы продаются в таких магазинах товаров роскоши, как Mercury, вместе с классическими, солидными марками Breguet, Blancpain и ювелирными украшениями. Вокруг много золота, драгоценных камней, соответственно интерьер магазина тоже очень солидный. В этом окружении мои часы выглядят несколько неожиданно и не всегда вызывают адекватную реакцию. У меня есть фирменный бутик в Париже, полностью оформленный в стиле моих часов, и сейчас мы как раз занимаемся открытием наших фирменных магазинов в других странах. Но в Азии и России я предпочитаю продавать часы именно в дорогих роскошных магазинах вроде Mercury, где мои безумные часы лежат рядом с изделиям из золота и бриллиантов.
Вообще это очень важный вопрос о том, что такое дорогие часы и где они должны продаваться. Часовой бизнес очень консервативен. Какие-то вещи, конечно, зависят от страны и региона, а какие-то правила являются международными. Мне очень нравится в часах то, что делают фэшн-брэнды, например, Версаче или Кристиан Диор — это оригинальные, а главное, яркие вещи. Но в часовом деле они не входят в «высшую лигу». Ну кто сказал, что яркие цветные часы — это обязательно дешевые часы?! Кто сказал, что дорогие часы должны быть обязательно из золота и иметь нейтральную цветовуRondo Kronoю гамму: белый, желтый, серый... у часовщиков это практически закон: если ты делаешь цветные часы, ты делаешь дешевые часы. У меня есть только одно объяснение, почему часовой бизнес столь консервативен. Потому что часовые дизайнеры не умеют разговаривать на языке цвета.
Язык цвета — это всем доступный интернациональный язык, который совершенствовался тысячелетиями. Когда я использую цвет, я обращаюсь к древним техникам, традициям и материалам — фрескам, мозаике, китайскому цветному лаку. Но другие часовые мастера этого не понимают. Когда я начинал свой бизнес, все часы были черно-белыми. Я же стремлюсь расцветить все детали часов — стрелки, циферблат, корпус. Цвет заставляет вещи оживать и говорить. Знаете, какие самые популярные часы моей марки? Из цветной крокодиловой кожи. В России, кстати, очень любят цвет. Русские люди как раз больше всех ценят цветные штучки — да, они покупают классический дизайн, в котором, наверное, ходят на работу, но в то же время они очень любят цветные вещи. Я не знаю точно, но, возможно, они в них отрываются на выходные.

... турбийонах

Чтобы развеять все заблуждения, сразу скажу, что я не произвожу механизмы, я их обычно покупаю. У Piaget, ETA, Lemania и других, как поступают все. Но в этом году я выпустил часы с турбийоном, сделанным по моему специальному заказу на заводе Progress. Я не могу позволить себе производить механизмы. Конечно, я сам делаю эскизы, к турбийону я нарисовал мост, но производить их самому, думаю, неправильно. Например, если вы делаете машину и ставите в нее двигатель «Мерседес» — это говорит само за себя, потому что это отличный двигатель, и вряд ли вы своими руками сделаете лучше.И тем не менее все меня спрашивают, зачем мне понадобилось выпускать часы с такой сложной вещью, как турбийон — не является ли это простой коKrono B Diamantнъюнктурой и попыткой следовать за известными швейцарскими производителями.В первую очередь, турбийон — это очень хорошая тренировка для часовщика. Практически как экзамен на профпригодность — сможет ли он спроектировать и создать красивую модель с турбийоном. А что касается вкуса покупателей — если даже не считать того, что турбийон все-таки улучшает точность хода, — это вообще вещь магическая и завораживающая. Ведь что такое часы на самом деле? Это скульптура, наручная скульптура. И видимый турбийон это тоже сложное художественное произведение, часть этой скульптуры, своего рода анимация. Чем больше в часах всего вращающегося и крутящегося, тем они интереснее — поэтому я всегда делаю часы механические и с секундной стрелкой. Есть часы, которые создаются с поистине поэтической фантазией, иногда в ущерб рациональности и удобству. И если мне предложат выбрать между рациональными техническими часами и поэтическими, я выберу последнее. Я считаю, что в часах важнее не столько функциональность, сколько удовольствие, которое люди получают, глядя на них.

... прошлом, настоящем и будущем

Когда я основывал свою марку, я назвал ее Alain Silberstein, потому что под этим именем производится только то, что нравится лично мне. И делать ее каким-то домом с вековой историей я не собираюсь. Мне, честно говоря, все равно, как моя семья поступит с моим брэндом, после того как я отойду от дел. Для модного брэнда или часового, в данном случае, важно только то, что пока ты еще жив, он выражает твое видение мира. Потом же может произойти все, что угодно, например, в один прекрасный день придет новый молодой дизайнер, который возродит мою марку. Как это произошло, например, с Шанель. Это будет уже, безусловно, совсем другой дизайн, его собственный, но талантливый, и это тоже будет ассоциироваться уже с моим брэндом, не со мной лично.
Bolido KronoЯ не хочу, чтобы кто-то в будущем копировал мой стиль и мои идеи. Вы заметили, что в последние годы наблюдается мода на художественные стили начала XX века, о которых я говорил: Modern, Art Deco. Многие называют это Возрождением. Я же считаю, что это просто маркетинг при полном отсутствии воображения. Люди не в состоянии сейчас придумать ничего нового, они просто создают то, что могут найти на картинках в старых книгах. Все великие часы были придуманы в период с 20-х по 40-е годы, и современные часовщики их сейчас старательно копируют. Это доказывает, что им не хватает креатива и воображения. Я не собираюсь возвращаться к пройденным этапам ни чужого, ни своего творчества. Традиция — это последовательность, она должна продолжаться и развиваться, а не повторять сама себя. И то, что сейчас так много брэндов поголовно бросились копировать то, что они сами делали пятьдесят или больше лет назад, говорит о том, что у них будут большие проблемы с дизайном в будущем. Если они сейчас не создают ничего нового, не придумывают нового стиля, это значит, что им не с чем будет работать в будущем. Я повторяю, традиция — это не копирование прошлого, это развитие наследства прошлого в новые идеи в настоящем с запасом на будущее. И если все, что ты делаешь сегодня, — это копирование наследия, то что же будет считаться наследием для твоих потомков? Поэтому последняя Базельская выставка вызывает у меня серьезные опасения: многие знаменитые брэнды в качестве новинок представляют целые коллекции, копирующие прошлые достижения. При таком подходе я не понимаю, как они смогут двигаться дальше.

©Мои часы №4/2003


СМИ о нас
Пресса о нас
Мы в сети

Отчего люди не летают? 2003-й год был отмечен взлетом популярности авиачасов. Причин тому несколько, но главное, что и в новом, 2004 году, спрос на атрибуты настоящих мужчин отнюдь не собирается срываться в пике.
Золотая середина Jacques Lemans Современные часы - не столько прибор для измерения времени, сколько признак того, как человек себя оценивает, к какой социальной группе относит. Есть популярные рассчитанные на массовое потребление марки с весьма демократичными ценами. Есть - эксклюзивные, которые уже можно рассматривать как предмет гордости и надежное вложение капитала. А что же находится в "золотой середине" - между часами "прет-а-порте" и "от кутюр"?
Митоз в стиле люкс На любом светском рауте легко заметить, что большинство гостей отдает предпочтение часам новых престижных брендов, а не маркам «с историей». Появление большого числа новых брендов класса люкс вызывает неоднозначное отношение, но заслуживает внимательного изучения.
Хит - парад Candino Лидеры продаж часов Candino по количеству с 1 января по 1 августа 2006 года.
© 2007 «TimeWay»